TOP TEN 2000s

1. Strokes - 2001 «Is This It»
2. Bloc Party - 2005 «Silent Alarm»
3. Forward, Russia! - 2006 «Give Me A Wall»
4. Klaxons - 2007 «Myths of the Near Future»
5. Interpol - 2002 «Turn On The Bright Lights»
6. Colour - 2009 «Anthology»
7. Maximo Park - 2005 «A Certain Trigger»
8. Rapture - 2003 «Echoes»
9. Black Kids - 2008 «Partie Traumatic»
10. Elle Milano - 2008 «Acres Of Dead Space Cadets»

Муз итоги 2000
__________________________________________

     Люблю я саму формулировку – «двухтысячные», мне нравится это слово. И на слух, и на глаз и на язык (произнести и то приятно). Хотя нумерологически – полная профанация, разумеется никаким «тысячным» итогов не подведешь, поскольку так долго не протянешь. Нумерологически корректнее «итоги первого десятилетия 2000-х гг.», а потом второго, третьего, ну сколько удастся. Но я пожалуй предпочту две тысячи-десятые, -двадцатые и т.п. Как-то сразу понравилось написать после релиза – The New Cool Band-2000 «The First Smart Album». Есть еще конечно слово «нулевые», но The New Cool Band-00 ?!! Сразу вспоминаю постер из журнала «Контркультура» – «при поносе звонить 00».
     Какой линейкой не мерь, а десять лет прошли (2000–2009, 2001–2010), и пора подводить итоги. Многие это конечно уже сделали, но паровоз M’opinionа идет себе вне расписания на тихом ходу, а захочется, и постоит месяцок-другой. В момент, так сказать, миллениума обошлись без обобщений по банальной причине неполноты информации. 90-е в музыкальном плане разделились на два потока: один лишь слегка отставал от реального хода вещей, второй опаздывал на 3-4 года. Понятие новинки определялось не датой релиза, а выбором музыкальных пиратов, а также вкусами старших товарищей, отправлявшихся за кассетами в Москву. 2000-е завершили темпоральную синхронизацию, предоставили индивидуальную свободу; безлимитный Интернет позволил бесплатно слушать альбомы не только вскорости после, но и задолго до официального релиза. Информация плещет через край, и устойчивые тенденции начинаешь видеть там, где на поверку не оказывается ничего, кроме сиюминутных веяний.
     Этих развеянных тенденций в 2000-х был целый ворох, и все они строились по схеме возрождения, переигрывания уже существовавших стилей. Эпоха Ренессанса – четыре десятилетия за две пятилетки – big beat revival, neogarage, post-punk revival, new rave. Причем первую тенденцию, отражающую очередной приступ коммерчески успешного паразитирования на музыке Beatles (например Libertines и Franz Ferdinand), не стоит валить в одну кучу с идущим от Velvet Underground и Television неогражным роком и уж тем более с открывшим массам Joy Division пост-панком 2000-х. Это РАЗНАЯ МУЗЫКА. Похожей ее делает специфический саунд (гаражные гитары, прифуженные, нежели утяжеленные дисторшеном, и перефузованный вокал). Звук десятилетия – это звучание первого альбома Strokes. Другой всепронизывающей штукой оказался старина диско-ритм – ту-Та – ту-Та – ту-Та – ту-Та – взятый на вооружение фанковыми Chk Сhk Сhk (!!!) и пост-панковыми Bloc Party, ставший основой new rave, indiecore и конечно же disco-punk. (Представляю, какими обильными потоками слов на букву «f» встречали последний термин панк-гуру Buzzcocks или Джелло Биафра, затыкавшие рот жизнерадостным диско-модникам еще в конце 1970-х). Именно от диско-ритма, под который за 2000-е был стерт немалый процент обувной подошвы, к концу десятилетия начало подташнивать, как при завершении 90-х мутило от фрагментов по мотивам начального риффа Smells Like Teen Spirit.
     Тем не менее, Ренессанс воспринимался мной, как НОВАЯ музыка, не смотря на ее неприкрытые корни. И никаких обвинений во вторичности, третичности и прочих степенях неоригинальности музыкантам 2000-х я выдвигать не собираюсь. Напротив, возрождаемые стили в их первоначальном виде служили неплохим бэкграундом для восприятия реинкарнаций. А сколько было ярких открытий!!! 21-й век начался чередой ошеломительных дебютов. Но, к сожалению, НИ ОДНА из влюбивших в себя банд не выдержала столь не значительной проверки временем. Bloc Party сдувались постепенно до полного распада, Strokes, растеряв былой задор, начали сольные карьеры без роспуска группы (Angles – это уже события 2010-х). Colour, This Et Al и Elle Milano разлетелись, не дожив до второго лонг-плея. Для Forward, Russia! второй альбом стал могильной плитой, а для Klaxons, надеюсь, скоро станет. Rapture вообще затесались в герои лишь на половинку пластинки. Иными словами, 2000-е – это время ярких отдельных релизов, а не ярких групп.
     Единственной командой, сумевшей сколотить крепкую дискографию из нескольких позиций, является Interpol. Но, во-первых, личных восторгов по их поводу всегда было меньше (в отличие от многих вышеперечисленных групп они не воспринимались как прогресс-откровение), во-вторых, надписи «Interpol после Turn On The Bright Lights – сосет!!!» можно встретить на каждом втором виртуальном заборе (редакция M’opinionа этот лозунг не поддерживает), а в-третьих, после прошлогоднего диска Полу Бэнксу все-таки лучше ставить штемпель Julian Plenti на всей выпускаемой музыке. (А выступать как Interpol – добавлено после московского концерта). Конечно в строю нескольких альбомов остаются еще Maximo Park, Editors и возмужавшие тины 90-х Hives. Но это скорее качественный второй план десятилетия, чем первая линия.
     Яркие открытия не всегда были сугубо музыкальными, а нередко еще и территориальными. Прежде всего, это английский город Лидс – настоящий географический чемпион по производству офигенского музона – This Et Al, Forward, Russia!, iLiKETRAiNS, The Sunshine Underground. Япония 2000-х обратила на себя внимание рядом сильных команд в шугейзе, индикоре и мат-роке. И в России, наконец, появились молодые инди-группы, которые не только можно, но и хочется слушать. Число достойных внимания банд перевалило единичный отсчет, прирост определяется десятками (посему без персональных поклонов, их достаточно в других текстах M’opinionа), а новыми центрами стали Самара, Владимир, Ростов-на-Дону; впрочем и Курск не подкачал.
     Ренессансы и ривайвалы шли рука об руку с реюнионами. Неожиданно помирившиеся в золотом составе Dinosaur Jr. успели выпустить аж 2 пластинки – одна другой лучше. Pixies вовремя наложили табу на собственную студийную деятельность и выдали на гора десятки превосходных концертов. My Bloody Valentine вновь шумят живьем и продолжают обещать новые записи. Менее удачным (из-за нового материала), но не менее знаковым оказалось пришествие Stooges.
     Что до старого-доброго – очередной десятилетний рубеж преодолели вечнозеленые Sonic Youth, Cure и Nomeansno. Эти группы не только умудряются не распадаться с рубежа 70-х – 80-х, но и могут выиграть раунд у следующей за ними по пятам пенсии (не в возрастном, а в творческом смысле). Так, «Sonic Nurse» смело конкурирует с «Goo» и «Dirty», а неальбомный материал времен «The Cure» (2004) стоит включить в знаменитую трилогию вместо «Bloodflowers». Отечественная троица мэтров – НОМ, Аукцыон, Tequilajazzz – лишилась самых молодых. Российская группа № 1 распалась, причем не на пИке, а в затянувшемся пикЕ самоповторов.
     Не без приятных уху событий развивалась история инструментальной музыки (гитарно-инструментальной). 65 Days Of Static подружили idm и пост-рок и получили толпы последователей. А новым императором на троне стал мат-рок, и, хотя путь к коронации занял не одну пятилетку, правление обещает быть настолько пленительным для молодых умов и пальцев, что в 2010-х мат-рок будет звучать из каждой репетиционной щели и в конце концов превратится в мувитон (как это произошло с эмо в 2000-х).
     В социальной практике музыкальным итогом выступает и феномен хипстерства. Да, инди-рок таки смогли загнать в клетку субкультурной стратификации. Конечно под ярлыком «хуинди» чувствуешь себя неуютно, хочется выскользнуть и, показывая меломанский паспорт, оправдываться – мол, да я… еще «Экзотику» по телику видел…, да у меня… и айпода-то нет. Но на самом деле так ли это плохо, что артхаусные кинофестивали получают своего зрителя, индипендент-команды – слушателя, а музыкальные критики – читателя. Ну а степень сознательности потребления пусть определяется самими потребляющими.

© V. Piniaev 22.03 – 13.04.2011.

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ПРОЗА}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}