AFRO BEAT

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ПРОЗА}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}  


Афробит (afro beat indie, afro beat post punk) или просто Африка – стилевой тэг, активно внедряемый mopinion.ru с 2011 г., для обозначения ряда тенденций в инди-роке, инди-попе, мат-роке, мат-попе, диско-панке и пост-панке рубежа 2000–2010-х гг. В российской критике распространения не получил; в англоязычных музыкальных СМИ имеет хождение наряду с синонимом afro pop. Не связан с традиционными значениями понятия afro beat (гаванская и нигерийская музыка 1970-х гг. с влиянием джаза и фанка; стиль в диджейской электронике 2000-х гг.), а также с музыкой африканских коллективов и этнически ориентированным неафриканским роком.

Основу треков стиля составляют африканские ритмы, которые давно используются в танцевальной поп-музыке и r’n’b (особенно ритмический рисунок-паразит – та-да-Та-та-да-та-да-Та), особая, заточенная под африканскую, манера игры на гитаре чистым звуком без перегруза, стилизованные под негритянский вокалы. Использование перкуссии, пунктирных партий баса, духовых и клавишных обязательным не является. Главное, чтобы африканские элементы не меняли стилевых рамок полностью, а приносили пикантную свежесть в знакомый инди-рок или пост-панк.

Предисторические корни подобного подхода обнаруживаются в 1980-х, разумеется, не у Пола Саймона, а, например, у Orange Juice и fIREHOSE. В 2008–2010 гг. появляются несколько проектов обновления инди-рока этническими элементами: индийскими у Bombay Bicycle Club, африканскими у Vampire Weekend и бразильской тропикалией у Margarita. Не смотря на широкую известность, Vampire Weekend не стали флагманами новой музыки, в их афро-попе и этническом брит-попе от силы 4 афробит композиции на двух первых дисках.

Другой толчок произошел со стороны оживления диско-панка. Релизы Two Door Cinema Club 2009–2010 гг. задали моду на африканскую гитарку под стерильный диско-бит Foals и Franz Ferdinand. Эту идею в 2010–2012 гг. развили австралийские группы New Navy, Jubilants, Last Dinosaurs, Glass Towers. New Navy написали гимн рождающегося стиля – хитовую Zimbabwe. Хронологически важным вкладом австралийской сцены в afro beat indie стала разовая инструменталка Drum Song от Temper Trap (2009 год). В одном шаге от новой музыки были и сами Foals (записанный в 2007 альбом Antidotes с дударями Antibalas Afrobeat Orchestra).

Пальму первенства заняли Fool's Gold и Little Comets, опубликовавшие первые афробитовые треки в 2009-м. Их альбомы 2011 года Leave No Trace и In Search of Elusive Little Comets ознаменовали начало волны. В качестве групп второго эшелона можно назвать Jinja Safari и Hippo Campus. К сожалению, полноценная волна не наступила, количество альбомов чистого стиля не увеличивалось. Африка внезапно появлялась в виде одной-двух песен у групп, играющих различную музыку на разных частях света от японских Czecho No Republic и финских Satellite Stories до российских Harajiev Smokes Virginia!, Спасибо и Schweinemaschinen. Cast Of Cheers на Family (2012) и Boxed Wine на Cheap, Fun (2013) сумели добрать afro beat творений до половины пластинок.

В 2015-2017 гг. новые релизы New Navy, Fool's Gold, Last Dinosaurs, Little Comets, Jinja Safari и Hippo Campus показали, что все африканские достижения растворились в поп-музыке 2010-х (synth pop, nu disco и т.п.).

Margarita Explota El Cuerpo BCore Disc, 04.10.2010

  1. Crudo y crema
  2. Luces de colores potentes
  3. Pieza
  4. Fuego, camina
  5. Pokes
  6. Explota el cuerpo
  7. Arde la gente
  8. Ojos de fuera
  9. Aqui no cabe el sol
  10. Cubos de luz y cristal

Искать подробности жизни группы Margarita – задание небыстровыполнимое. Оф сайт и фбшный профиль хорошо спрятаны, хотя имеются для новостного стриминга. Всеми информационными делами в плане биографии и вывешивания треков на bandcamp занимается лейбл, с первого альбома 2008 года мадридский квартет издает барселонский Bcore Disk. Приятным открытием стала этимология названия: вокалист Хуго Сьерра перед первым выходом на сцену читал великий роман Михаила Булгакова.

Дебютный LP Parque Magico по задумке и по рецепции содержал короткие жесткие мат-роковые вещи с англоязычными текстами и кричащим вокалом. Этнической музыкой парни тогда не увлекались, но после меткого сравнения их приятеля Пабло с бандой эскимосов, играющих в тропиках, определение tropi-punk возникло как самое оно. К выпуску Explota El Cuerpo маргаритовцы прокачались по бразильской тропикалии, почистили саунд, сменили крик на пение и написали лирики на испанском. Стилевого оболванивания в неспешный лаунж не приключилось, Margarita выдают все тот же заковыристый панк в понимании Tera Melos, а о OS Mutantes и Caetano Veloso больше говорят в интервью, чем в своей музыке.

Пусть ветер на на втором альбоме Маргариты дует со стороны Бразилии, результат четко соответствует искомым мной в современнном инди африканским ритмам и гитарам. Из тэгируемого на Мопиньйоне как afro beat math rock Explota El Cuerpo по сыроте саунда ближе к мидвесту чем к Cast Of Cheers и ранним Little Comets. Испанцы полюбливают петь хором (за что неоднократно сравнивались с Animal Collective), их музыка пестрит сдвигами темпа, остановками и легко слушается как вокальная математика. Охота за Африкой заставляет меня выделить треки Crudo Y Crema, Pieza, Pokes, Aqui No Cabe El Sol, составляющие важную часть предистории песни Marni Stern «Noonan» из второго компила афробитового инди для Часа независимой музыки Алексея Иванова.

На s/t EP 2014 в tropicalia Маргариты поубавится математичности, а afro beat подобие исчезнет полностью.

Boxed Wine Cheap, Fun self-released, 21.05.2013

  1. Into the Nite
  2. Cannibal
  3. First Time
  4. Tearing It Up
  5. Spies
  6. Danger Eyes
  7. On the Run
  8. Overboard
  9. Dayglow (Why Can't We Stay)
  10. Tells Me So

Таки-так. Давайте сразу уточним – чип-фанов у Боксид Вайнов два, ипишка и альбом, звучат они одинаково, выпущены с интервалом в 4 месяца, пересекаются одной песней. Писать будем про большой релиз.

Про музыкальное «чё там ваще» в Нью Джерси, а уж тем более в Рутерфорде представления никакого не имею, но самоописание тамошней команды, основанное на лексемах «инди поп» и «танцы», подсказывает, что дела обстоят неплохо. Boxed Wine по инструментарию – классический квартет с двумя поющими парнями и обилием латинских корней в фамилиях (Nova, Nicastro, Cerisano). Ударник вот только McCarthy (перечислим, чтоб не обижался). Cheap, Fun альбом дебютный, до него самой многопесенной была «EP» (формат и название) 2012-го. Звучала она разухабисто, гаражно роково, ну и конечно танцевальненько.

На альбоме появился лоск: в самой манере подачи, гитарном и барабанном саунде. Теперь Boxed Wine выдают взрослый, профессионально скроенный, канонический инди поп на диско основе. Но их главная заслуга состоит в обращении к афробиту. Наконец-то! Давно ждал тех, кому надоест лепить околоафриканскую гитару на прямой бит, как это наблюдается у Two Door Cinema Club и New Navy. Satellite Stories нарезали круги, да так и не смогли выйти за рамки этого ритма. Боксид Вайны почти совершили желаемое на «EP» в треке Summer Wine, а на полноформатнике уверенно сдвинулись в сторону африканской барабанной поплясухи. Прямого удара в сильную долю они не чураются до сих пор, диск начинается с диско-панк молотилки, дающей африканские «сбои» в First Time. В Tearing It Up выпрыгивают уличные пацаны с большим барабаном и устраивают afrobeat indie замес достойный бразильского карнавала. Африка переходит в Spies, возникает в Dayglow и Overboard, чтобы уступить место гаражным гитарам в конце пластинки.

На свежем сингле 2014 года афробит не присутствует, вероятно парни пробуют на зуб новые танцевальные схемы. Что ж, гран мерси им за работу 2013, будем довольствоваться малым.

Cast Of Cheers Family Schoolboy Error/Co-Operative Music, 20.07.2012

  1. Family
  2. Pose Mit
  3. Human Elevator
  4. Animals
  5. Palace and Run
  6. Goose
  7. Go Getter
  8. Marso Sava
  9. Trucks At Night
  10. They Call It A Race

Не смотря на все поисковые старания M'opiniona, афробитовый пост-панк остается редким экземпляром музыкального самовыражения. Число банд, сделавших более одного (случайного) трека в данном ключе, не дотягивает и до десяти, поэтому любое пополнение дает повод для торжества. Особенно ценно, когда в "африку" ударяются коллективы с опытом - крепнет надежда, что волна все-таки будет.

Ирландцы Cast Of Cheers на четвертом году звукоизвлечения и втором альбоме звукоиздания посвятили афробиту 4 из 10 композиций. Ребятам вместе с продюсером Люком Смитом удалось навести прогрессивный лоск на свою манеру музицирования и, даже в балладном варианте, быть не похожими ни на австралийцев, ни на Fool's Gold, ни на Little Comets. C последними Cast Of Cheers разделяют интерес к математизированной рефлексии творчества Bloc Party. Только теперь характерный мат-роковый тэппинг звучит на африканской ритмической основе.

Конечно, следовало не скромничать и сделать весь диск Family в новом ключе. Но Cast Of Cheers - поборники эклектики, и просто не могут играть единообразно. В 2010 на Chariot они мешали пост-панк, мат-рок и инди-кор, в 2012 добавили афробит и, внезапно, поп-панк (They Call It A Race). Следовало также проявить большую настойчивость в отношениях с лейблом и не соглашаться на включение в альбом слегка обновленной версии главного хита дебютника Goose.

Ayme Coriobona Melasse Records, 19.02.2016


Eliza And The Bear Eliza And The Bear Capitol, 08.04.2016




Чтобы не дублировать одинаковые по месседжу рецензии, затеял cross-review. Ведь «Eliza And The Bear» и «Coriobona» – что два монокля на разных глазах! Обе команды появились в начале 2010-х, обе успели наклепать синглов, у обеих данные альбомы дебютные, обе безобразничают скрещиванием животворящих afro beat элементов с неартикулируемыми стандартами поп-музыки.

Теперь про право – лево. Ayme названы по фамилии вокалиста, проживают во Франции в количестве 4-х человек. Eliza & The Bear – лондонский квинтет (без учета духовиков), не содержащий в составе никакой Элайзы и уж тем более медведя. Ayme любят гитарку в духе Two Door Cinema Cub и New Navy, африканские ритмы и признают влияние world music Питера Гэбриэла. Eliza & The Bear отличаются афробитовыми идеями Little Comets, Last Dinosaurs и Satellite Stories.

«Coriobona» составлен из пары медляков с переслащенным вокалом, парочки баллад на афро ритмы и шести треков разной степени бодрости с высоким стилизованным под африканский вокалом. От диска настолько веет попсятиной (в лучшем случае Джамироквайщиной), что для своих afro beat indie эфиров нашел только ESL. Из «Eliza And The Bear» можно вытянуть 6-7 композиций, оставив на прилавке сахарную вату прочих поп-медляков.

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ПРОЗА}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}