Рекомендуемая дискография:

1. 1989 – Disintegration
2. 1978– 80 – Boys Don't Cry & more:
1. Killing An Arab
2. Boys Don't Cry
3. Plastic Passion
4. Jumping Someone Else's Train
5. Another Journey By Train
3. 1981 – Charlotte Sometimes (one song)
4. 1981 – Faith
5. 1982 – Pornography
6. 1985 – The Head On The Door
7. 1992 – Wish
8. 1980 – Seventeen Seconds
9. 1980 – Seventeen Seconds Ideal:
1. Secrets (Boston Live 1980)
2. In Your House (Live At Stokvishal Arnhem
24-05-1980)
3. Three &The Final Sound
(Reflections Live - Londod - 15-11-2011)
4. M (Live At Geramy, Apeldoorn 1980)
5. At Night (live 2005)
6. At Night (live 2009 Coachella)
7. Seventeen Seconds (Peel Sessions 1980)
8. I Hate Rock And Roll (live 1980)
9. Forever (Live At Veenendal Soundboard
28-06-1980)
10. Temptation (instrumental demo 12.81)
10. 1979 – Three Imaginary Boys
11. 1984 – The Top
12. 1987 – Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me
13. 1991–2004 – Trilogy, part3 (real):
1. A Boy I Never Knew
2. This Morning
3. Your God Is Fear
4. Why Can't I Be Me?
5. Truth, Goodness And Beauty
6. Please Come Home
7. Strum
8. Fake
9. The Three Sisters (Lost Wishes)
10. Pornography (Trilogy version, live 2002)
11. Love Will Tear Us Apart
14. 2001 – Singles:
1. Just Say Yes
2. Cut Here
15.2004 – The Cure
16. 2000 – Bloodflowers
17. 1983 – Jazzy Cure:
1. The Lovecats (Japanese Whispers)
2. Speak My Language (Japanese Whispers)
3. A Hand Inside My Mouth
4. Mr. Pink Eyes
18. 1977–1987 – Disco Cure:
1. I’m A Cult Hero (Cult Hero)
2. I Dig You (Cult Hero)
3. Do The Hansa (Cure)
4. Going Home Time (Cure)
19. 1988–1990 – Disintegration plus:
1. Babble
2. Fear Of Ghosts
3. Out Of Mind
4. Esten
5. In You House (live 1990 Leiptzig)
6. Forever (live with Shelleyan Orphan
at Mansfield USA 1989)
20. 1981–1984 – Coldwave and nearby:
1. Lament (Japanese Whispers)
2. Just One Kiss (Japanese Whispers)
3. The Upstairs Room (Japanese Whispers)
4. Splintered In Her Head
5. Pornography (live 1983)
6. Innsbruck
21. 2008 – 4:13 Dream period selected:
1. Underneath The Stars (album)
2. Down Under
3. The Only One (album)
4. The Reasons Why (album)
5. Freakshow (album)
6. Sleep when I'm Dead (album)
7. The Scream (album)
22. 1985–1999 – Wish plus:
1. A Few Hour After This (demo)
2. Halo
3. A Foolish Arrangement
4. The Big Hand
5. Play
6. Heavy World
7. 2 Late
8. Off To Sleep... (Lost Wishes)
9. This Twilight Garden
10. Cloudberry (Lost Wishes)
23. 1992–1996 – Wild Mood Swings selected:
1. Dredd Song
2. Trap (album)
3. This Is A Lie (album)
4. Adonais
5. Home
6. Waiting
7. Scared As You
8. Jupiter Crash (album)
9. A Pink Dream
10. Numb (album)
11. It Used To Be Me
12. Ocean
13. Treasure (album)
14. Bare (album)
24. 1981–1987 – The Head On The Door plus:
1. Snow In Summer
2. Lime Time
3. The Exploding Boy
4. The Violin Song
5. A Chain Of Flowers
25. 1981–1988 – Instrumental Cure:
1. Noheart
2. Inwood
3. Demise
4. Carnage Visors
26. 1977–1987 – Punk Cure:
1. Play With Me
2. I Just Need Myself (1978)
3. Pillbox Tales
4. I’m Cold (1977)
5. Faded Smiles
6. Merry Christmas Everybody
27. 1982–1990 – Freak Pop Cure:
1. To The Sky
2. Let's Go To Bed (Japanese Whispers)
3. New Day
4. A Man Inside My Mouth
5. Stop Dead
6. The Dream (Japanese Whispers)
7. A Japanese Dream
8. Throw Your Foot
9. The Walk (Japanese Whispers)
10. Hey You!!!
11. Happy The Man
12. Sugar Girl
13. Harold And Joe
28. 1990–1993 – Rock Cure:
1. Never Enough
2. Purple Haze (Virgin Radio Version)
3. Hello, I Love You
4. Hello, Goodbye
29. 1994–2001 – Electronic and Guitar Cure:
1. Coming Up
2. Wrong Number
3. Signal To Noise
4. Split Milk
5. Possession
6. Burn
7. Yesterday's Gone
8. Lost Flower #11
9. Everything Forever
30. 1983–2011 – Psychedelic Cure:
1. Breathe
2. Small Hours (RS solo)
3. Hello I Love You (psychedelic mix)
4. Sadacic (RS solo)
5. Delirious Night
6. Uyea Sound (Lost Wishes)

CURE
__________________________________________

    Об этой группе давно написаны тома, растиражированные по фэн-сайтам и в бумажных биографиях, одна такая есть и у меня. Появилась уже после принятия решения «тексту быть!!», случайно попавшись в книжном развале музыкального магаза в Кельне, где я копался, ожидая упакованных пластинок. Официальная Fiction-овская книжка с картинками Ten Imaginary Years составлена по типу хорошей википедийной статьи сплошь из воспоминаний участников событий, она действительно помогла. Впрочем опубликованные там факты уже давно переведены и вывешены в странно структурированном виде на основных русскоязычных порталах кьюэманов (фэн-сайт и сайт фэн-клуба, сообщества в ЖЖ, live internet и контакте).
    Любой собственный текст о Cure, написанный при жизни коллектива раньше представлялся мне нереальным. Казалось, что не успею созреть, а они уйдут на пенсию. В 2008-м конечно посещали мысли протеста по поводу альбома 4:13 Dream, но тогда постоянное занятие рецензированием в моей жизни временно отсутствовало, и в виде колонки эти впечатления не закрепились. Последующие 4 года я фактически перестал их слушать, и только в 2012-м словил новый «приступ». Все завертелось после известий о приезде группы в Россию. Я конечно громче всех орал в «Беседах ни о чем», что первый раз, да на фестиваль, а не отдельно, это оскорбление чувств слушающих; потом оказался единственным из ведущих «Бесед», побывавшем на Максидроме.
    При подготовке к концерту удалось не только дослушать-таки номерные альбомы (этот процесс начался с купленной в школьном 1994 году кассеты The Head on the Door и никак не хотел завершаться из-за Wild Mood Swings), но и накинуться на би-сайды. Таким образом, внезапно, я оказался готовым для дискообзора.
    В нем буду останавливаться на истории записанных Cure, опуская прочие моменты их жизни, о которых без труда можно прочесть в других местах. В записях приоритетными будут номерные альбомы и другое студийное творчество, а вот когда там будут неполадки, то для спасения песен обращаюсь к концертному материалу.
    Одним из основных моментов в переоткрытии Cure для меня стала роль Роберта Смита. Если раньше я воспринимал их как группу, то во время работы над текстом убедился, что центром здесь выступает сонграйтер, варьирующий исполнение своих песен. Поэтому на концертах команда звучит иначе, с постоянным разнообразием. Другое поразительное открытие: Cure – это музыка пьяных людей! На концертах и в студии парни редкий день обходились без алкоголя. Непродолжительные завязки (в 82-м в состоянии распада, в конце 84-го) сменялись очередным годом беспрерывного употребления.
    За свою долгую карьеру коллектив столько раз менял стиль и терял в связи с этим поклонников, что Роберт Смит вправе говорить о специфической «Cure music» безотносительно к жанрам. Разумеется для M’opiniona речь идет прежде всего о пост-панк формации, прошедшей сквозь основные вехи развития такого музона (пост-панк, только отделяющийся от панк-рока – coldwave – gothic post punk – пост-панк, сращивающийся с синти-попом и гитарным инди-роком).
    В начале были не Cure. Crawley Goat Band, Obelisk и Malice если и оставили какую-то звуковую документацию, то она зорко охраняется от внимания общественности. Из записей Easy Cure с первыми фронтменами, засветился один трек I Wish I Was Your Mother с Питер О’Тулом у микрофона от 3 июня 1977 года, но камера слишком далеко от сцены, чтобы услышать голос сквозь гитарный рев. К моменту первой студийной работы в SAV Studios вокалистом был уже Роберт Смит.
    Из рекорд-сессий Easy Cure 1977–1978 обнародовано все основное, кроме каверов и худшей из записанных по оценке Смита песен Smashed Up. Ребята тогда являли собой посредственный панк-коллектив с никаким вокалом Роберта и ни к месту обильными гитарными соло Порла Томпсона. Стремясь повторить достижения своих кумиров Stranglers и Clash, они болтались между Damned и Buzzcocks. Слушать это конечно можно, но в панке 70-х навалом более достойной музыки, поэтому в рекомендованную дискографию попадают только 2 трека (I'm Cold и I Just Need Myself). Из ранних версий доработанных позже песен стоит отметить Killing An Arab (ноябрь-77), самое лучшее из спетого Смитом в 1977-м, типичный пост-панк шепот, наложенный на аккомпанемент замедленных Ramones, с другой версией восточного соло.
    Расставшись с Порлом и прежним названием, парни в первый раз столкнулись с тем, что любые перемены (состава или стиля) способствуют потере слушателей – многие ходили на концерты Easy Cure ради запилов Томпсона. В 1978 трио The Cure пишет демо в стиле неровного гаражного рока, этот материал будет не раз переписан для дебютного LP. После выступления на разогреве у Wire в октябре впечатлившийся Смит берется за стилевую правку творчества группы. Первый альбом создавался в несколько сессий с октября-78 по февраль-79 включительно. Three Imaginary Boys, по мнению самого Роберта Смита, больше тянет на сборник, чем на альбом Cure. Музыканты действительно звучат одновременно как школьное виа, панк-группа и пост-панк формация. Тем не менее это стилевое метание не разрушает целостность альбома, даже нарочито репетиционный саунд (особенно касается барабанных альтов) включается в общее дело создания тинейджерской пластинки с неповторимым энергетическим очарованием любительской музыки. Такой диск обязательно нужно было записать, для разминки.
    Песенные удачи сопутствуют парням во всех начинаниях. На альбоме много драйвовых панк-номеров со слегка искаженной гитарой и нагловатым вокалом (Object, It's Not You, Foxy Lady), пиком Cure как панк-группы я считаю So What, сделанную в лучших традициях Clash, и великолепной байкой про текст песни (Роберт был слишком пьян, чтобы написать лирику и вместо этого начал читать с бумажной упаковки специальное предложение по украшению пирога). Пробы пост-панк пера выливаются в заигрывание с делеем и эхом (вероятно, таким образом просто пытались скрасить не всегда удачный вокал Роберта), выпячиванием вперед баса, и уже на дебютнике заметна классическая схема будущего Cure (10.15 Saturday Night и Three Imaginary Boys). Что касается школьного бэнда с чистой гитарой, то главный хит диска Fire In Cairo сделан как раз в таком инструментарии.
    По инициативе Криса Пэрри в трек-лист включили кавер на Foxy Lady Джимми Хендрикса, спетый Майклом, а не Робертом (традиция петь эту вещь не основным вокалистом уходит в 1977-й, когда на концертах ее исполнял не Питер О’Тул, а как раз Смит). По сравнению с оригиналом перепевка звучит как другая песня на тот же текст, музыка вполне Сure-вская, а не Хендрисовская. Больше Cure на номерных альбомах каверов не публиковали.
    Американское издание дебютника в 1980 под названием Boys Don’t Cry имеет более удачный трек-лист (особенно в версии без World War), в который добавлены синглы, записанные во время и после работы над Three Imaginary Boys. Эти вещи группа выдала в бодром пост-панке, буквально на пару ярдов отошедшем от панк-рока, барабаны стали приближены к драм-машине, в гитарах и вокале появилась фирменная холодность. Это мой любимый вариант Cure и пост-панка начала 80-х, жаль, что тогда так играли в считанных песнях, зато в 2000-х новые группы развили затею. Boys Don’t Cry рекомендуется из раннего Cure в первую очередь, но не целиком из-за пиитетного отношения редакции портала к номерным альбомам дискографии.
    Временами Three Imaginary Boys пересекается по саунду с дебютным альбомом Gang of Four, игравшими в 1979 то, что спустя четверть века назовут диско-панком. Участникам Cure (как текущим, так и бывшим (Порл) и будующим (Саймон)) тоже давелось приложить руку к проработке такой стилистики с диско-басом и ска-ритмикой. Осуществилось это в проекте Cult Hero с поющим почтальоном Фрэнком Бэлом. Формация оставила после себя крутой двупесенный сингл и дала один очень теплый по атмосфере, если судить по двум опубликованным на Seventeen Seconds (Deluxe) трекам, концерт. В рекомендованной дискографии Cult Hero составляет половину так называемого disco Cure миньона.
    Собравшийся в ноябре 1979 г. новый состав (смена басистов на Саймона Гэллапа и первый клавишник Мэтью Хартли) внес в концертную версию первой программы заметные изменения: Grinding Halt стали исполнять с полной версией текста, а 10.15 Saturday Night и Three Imaginary Boys убыстрили в темпе чуть ли не до хард-кора. (Желающим могу посоветовать ознакомиться с хорошо записанной версией этого периода 9 июня 1980, Париж, сессия для RTL). К этому времени у лидера Cure был в черновом виде готов новый альбом, окончательно порывающий с панком в пользу более мрачной и медленной музыки – сказалось участие в туре Siouxsie and the Banshees. Seventeen Seconds создавался сразу циклом, кратковременными трудоемкими наплывами. Лирика была написана ночью за 7-8 часов после драки Роберта с тремя бизнесменами в отеле, музыка – после тура 1979-го дома в одиночку. 10 дней на репетиции, неделя на запись, 6 дней на сведение и в феврале 1980 альбом был готов. Смит попросил Криса Пэрри воздержаться от присутствия в студии и сам выстраивал необходимый ему звук вместе с Майком Хэджесом.
    Музыкантам удалось реализовать поставленные цели: передать «оттенки одного настроения, а не смену разных» (Саймон), сделать «скучный, монотонный альбом» (Роберт). Пластинка получилась концептуальной с новаторским саундом coldwave – синтезатор, отстраненный вокал и минималистичные ритмы Лола со звуком драм-машины. Помимо саунда релиз выделяют два настоящих пост-панк хита, включенных в золотое наследие Cure (A Forest и Play For Today), они продолжают линию синглов с Boys Don’t Cry – музыка в быстром темпе с ведущим басом и ненавязчивой гитарой на заднем плане, роботообразными ударными и меланхоличной мелодической линией клавиш. В целом же альбом получился незапоминающимся, состоящим из скучных треков, больше похожих на заготовки, чем на завершенные вещи. В Secrets, Three и At Night банально не слышно вокала. На Pornography группа научится делать интересными и взрывными песни, в которых ничего не происходит, но на Seventeen Seconds в компанию с хитами можно добавить A Reflection и с натяжкой М.
    Не получив удовольствия от альбома, я обратился к концертным версиям этой программы, из найденного составил Seventeen Seconds Ideal. Конечно на концерте не хватает холодных студийных барабанов, тем не менее, в том же 1980 г некоторые вещи звучат со сцены пободрее, другие раскрылись в поздних аранжировках. The Final Sound в полном варианте так и осталась проходной авангардной шумелкой, и пресловутое «кончилась пленка» не отразилось на судьбе композиции. Единственный нельабомный студийный трек Another Journey By Train был сочинен еще предыдущим лайн-апом Cure и представляет собой переигранную инструментальную часть extended версии Jumping Someone Else’s Train, на концертах оба номера часто исполняются нон-стоп.
    Сократив себя до трио, команда создала свой первый классический альбом. Faith сочинялся в атмосфере, которую экзистенциалисты называют «пограничной ситуацией»: мать Лола была при смерти, Роберт писал лирику в церкви в попытке обретения веры. Запись программы оказалась сложной в эмоционально-психологическом плане. Если сессия Seventeen Seconds представляла собой одну большую развеселую алкогольную вечеринку, то сейчас Роберт диссонировал с коллегами. Стихи стали создаваться на полу в студии, к алкоголю добавились наркотики. Песни нравились ему лишь в собственном варианте, группа разрушала нужное настроение. Если обратить внимание на голосовую работу, то вокал на альбоме подается с большим надрывом нежели общий посыл композиции. Первую сессию сентября-80 Cure забраковали, в феврале-81 они в процессе работы над пластинкой сменили около 5-6 студий. Когда Смит не хотел больше петь, Хэджес ощутил предел совместной деятельности, Пэрри не желал арендовывать студии на новые рекорд-сессии, альбом посчитали завершенным.
    Перипетии не испортили результат. Faith получился великолепным мрачным диском, воссоздающим акустику церковного купола и ритмику колокольного звона. Если и применять к Cure термин gothic, то именно к данной работе. Если и наводить мосты к Joy Division, то как раз отсюда. Группа наметила две линии создания треков: гитарные песни с флэнжером, однотипными барабанами и угловатым басом и песни без гитары с мягкой басухой, раскатистыми перкуссионными друмсами и несколькими партиями клавиш. Единство темпа нарушают скоростные Primary и Doubt, хотя существуют и медленные демо-варианты этих вещей. В сессии Faith были записаны несколько черновиков без вокала, где Смит лишь напевает мелодию, но они выходят за рамки шикарной мрачности альбома.
    Seventeen Seconds вызывал нападки со стороны критики, Faith не везде была готова принять публика. Альбом попал в чарты в Великобритании, но в Австралии и Франции новую программу освистали и закидали пивной тарой. От группы пошла легенда, что тогда Cure оставались непоколебимы – вместо разогревающей банды использовали анимационный фильм Carnage Visors со своим саунд-треком, былые хиты на концертах не играли, нарушителей созерцательной атмосферы поколачивали. Однако достаточно проверить сет-листы этого периода, чтобы заметить в них материал дебютника, достаточно посмотреть немногочисленные видео (например, live metz 81), чтобы увидеть пляшущих под старые творенья фэнов.
    Послеальбомный сингл Charlotte Sometimes / Splintered In Her Head, записанный в июле 1981 г., выделяется из этого периода творчества. Заглавная песня – стопроцентный хит, но звучащий, не смотря на клип, волново, нежели готично, а би-сайд уже шагает к следующему диску. На первых демо материал Pornography еще подается в саунде Faith, но по окончании записи в новой студии с новым продюссером Филом Торналли стала отчетливо видна дистанция. Четвертый альбом вновь выдержан в ключе минималистичного coldwave. Группа отбрасывает в сторону мелодизм и превращается в непрекращающуюся ритмическую пульсацию альтов и тома Тулхурста и стирающих струны в металлическую крошку Смита и Гэллапа. В плоть ритма вонзается пронзительная гитара, синтезаторный и скрипочный нойз. Все звучание построено на конфликте «голос – молотящий аккомпанемент». Это первый альбом, где вокал поднят над музыкой, и первый альбом, где Смит поет действительно мощно. Стоит также отметить успешное распределение эффектов (дилэй, эхо) на голосе.
    Парням удалось наконец сделать монолитную пластинку, из которой невозможно выделить отдельные треки. Здесь нет подминающих под себя остальной материал хитов (со Strange Day в этом плане все в порядке, вещь меньше выбивается из контекста, чем Primary или Forest на предыдущих работах). Диск Pornography стал крайней точкой депрессии, которую команда смогла выразить средствами пост-панка. Продвинься в этом направлении дальше и сразу сорвешься в пропасть авангардного радикализма, как это произошло с группой PIL или с самими Cure на номерах «Pornography» и «Airlock» (Поэтому я помещаю в рекомендованную дискографию более «понятные» версии композиции «Pornography»). Альбом Pornography остался уникальным опытом, больше таких релизов группа не создала.
    Причины вполне объяснимы. Четвертый альбом Cure писали на грани распада. Саймон считал, что Смит окончательно уйдет в Siouxsie and the Banshees, сам же Роберт находился в состоянии дезориентации и противостояния по отношению к миру и группе. Еще во время Picture тура он перестал различать события, плакал на сцене, был на грани срыва. После у него случались галлюцинации, обострилось чувство творческой уязвимости. Бухающие по традиции в период записи коллеги казались лидеру Cure предателями, не вкладывающими нужных сил в альбом. Между тем, музыканты полностью перешли на антибиологический образ жизни: спали днем, ночь проводили в студии, вместо пищи чаще принимали алкоголь. Роберт не отставал от них ни в чем, но продолжал изображать оппозицию. Разумеется послеальбомный тур был полон взаимной нервотрепки и мордобитья, а в июне 1982 г Cure распались. Для многих слушателей на этом история группы заканчивается, т.к. постепенно вернувшаяся из отпуска команда заиграла по-иному. Старые фэны не приняли «опопсения», музыканты парировали в интервью тех лет фразами «нам плевать» (Лол), «мы не ваше домашнее животное» (Роберт). Действительно, кому нужна горстка принципиальных колдвейверов, когда ты собираешь стадионы?!!
    В распаде Cure были всего несколько месяцев, можно называть разные цифры, лично я связываю возвращение группы с лайн апом Тулхурст, Смит, Эндэрсон и Торналли летом-83. До этого Смит с Крисом Пэрри играли в кошки-мышки, а вставший из-за барабанов Лол обтирал углы студий перед синтезатором. Хитрющий глава Fiction завлек Роберта идеей сплясать на костях Cure и записать попсу. Смит согласился на спор, что если не выйдет хита, то контракт с Пэрри разрывается, и он свободен в сольных изысканиях. Выпускать первые Fantasy singles под вывеской Cure тоже было ультимативное решение лейбла, сам Роберт больше использовать старое название не хотел, тем более для такой музыки. Let’s Go To Bed хитом не стала, но освобождать ее автора от контракта никто не собирался. Смит в 1983–1984 гг. основное время занимался Siouxsie and the Banshees и The Glove, а Cure всплывали от случая к случаю.
    Переходный 1983 г., состоящий из разных рекорд-сессий для записи разными составами с разными продюсерами песен в разных стилях (синти-поп, пост-панк, джазоватый поп), отразился на будущем состоянии группы. До конца 1984 г. будет лихорадить состав. До 1987 г. включительно не будет единого стиля, команда продолжит играть в рамках одного релиза как несколько разных групп. В целом Cure в этот период записывают поп-музыку своего времени, одним из элементов которой остается гитарный пост-панк. До Disintegration не будет больше альбомов с отдельным особым звучанием, выпускаемые лонг-плеи больше напоминают сборники. Песни с релизов 1983–1987 не имеют хронологической привязки, любая композиция могла быть сочинена в любое время и появиться на любом альбоме или сингле. В идеале такие пластинки лучше разбить на треки и перемешать, но редакция портала позволила порезать только изначальную компиляцию Japanese Whispers, которой поэтому нет в рекомендованной дискографии.
    Фантазийные синглы еще содержат сочиненные в 1982-м Just One Kiss и Lament, ставшие мостом между Pornography и альбомом проекта Glove. С альбома The Top Cure становится преимущественно гитарным коллективом с богатыми аранжировками, стадионным саундом, оркестровыми инструментами и фирменным булькающим басом. Здесь же Смит демонстрирует основные схемы сонграйтерства на ближайшие годы: танцевальные поп-песни на основе синтезаторов, песни с акустической гитарой под латинские ритмы, психоделические этно мутняки, медленные песни полным составом в традиционной рок-манере с электрогитарой. Многие из этих схем уже были им опробованы на единственном альбоме The Glove и на «Hyaena» Siouxsie and the Banshees.
    The Top не повезло с трек-листом, основная зуботычина – это смена одной из экстремальных песен в творчестве Cure Give Me It одной из самых слащавых Dressing Up. Опережает Top в отсутствии связанности только Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me, полностью рассыпающийся на прекрасные сами по себе, но не состыкованные друг с другом треки. Видимо, команда сильно увлеклась затеей превращения идей любого члена квинтета в отдельную песню и записью этих песен с первого дубля. Двойник ознаменовал начало длинных дисков в карьере группы – после данного релиза все альбомы команды будут превышать стандартный хронометраж в 38-45 минут, а чаще переваливать за час звучания.
    The Head On The Door по сравнению с обрамляющими работами звучит целостнее, хотя солянка подана к обеду и в этой столовой. Для каждой песни в студиях пробовали свой звук барабанов, а Лол назвал этот диск самым разнообразным из записанного на тот момент и сравнил с компиляцией синглов. Главное, что на пластинке-85 снова появились почти безгитарные вещи с ведущим басом в окружении клавиш и оркестровых инструментов, исполняемых на синтезаторе.
    Cure не погрязли с головой в разнотрековости, за периодом полукомпиляций последовали полноценные, концептуальные альбомы. Вершиной творчества группы и одной из лучше пластинок стиля post punk я считаю релиз Disintegration. Он начинает рекомендуемую дискографию не по этой причине, а из-за удивительной сочетаемости с разными периодами творчества команды (мрачность, проникновенные синтезаторы и ведущий бас начала 80-х, лиричность и классический «оркестровый» саунд середины 80-х, гитарные доминанты последующих 90-х). Для Cure это первый полностью пост-панковый альбом после воссоединения в 1983-м и последний таковой на данный момент. Также это первый альбом с большим количеством длинных песен – музыканты развили идею увеличения время звучания композиции от 5 минут до почти 10-ти.
    В процессе работой над программой они снова могли разбежаться. Роберт смурел по поводу грядущего тридцатника и статуса поп-звезды, вернулся к наркотикам и был готов сделать диск сольным, если кто-то из коллег пикнет против материала. Лол ускорился в бухаче и присутствовал в команде просто как физическое (вдрызг ужратое) тело, чем дико бесил всех кроме Смита. Но пожертвовать пришлось именно Тулхурстом, которого выгнали после ультиматума остальных инструменталистов (Этим, кстати, парни помогли Лолу бросить пить). Так, в очередной раз в проблемной обстановке, группа записала великий альбом, который может существовать только в своей единичности, других подобных дисков просто не требуется. Смит конечно говорит о преемственности с Pornography и пресловутой «Трилогии», но в плане общности целей уместнее вспомнить зачин Seventeen Seconds «передать разные оттенки одного настроения».
    Титаническая работа над звуком и аранжировками Disintegration привела к созданию эффекта остановившегося времени: музыка звучит, но не протекает мимо, слушатель пойман в недвижимый фрейм монотонным повторением тактов. Инструменты добавляются и исчезают, но в целом ничего не происходит, только трек-лист сигнализирует о смене позиций. Disintegration – самый непесенный альбом коллектива, здесь, как в симфоническом произведении, деление на части условно. Cure конечно полюбили потом исполнять некоторые треки на концертах, а Love Song стала мегахитом радиоэфира, но при прослушивании альбома все привилегии отменяются.
    Существует байка, что звукорежиссер Disintegration после сведения альбома попал в дурдом. Было от чего! Диск практически лишен высоких частот, железо Вильямса чаще угадывается, чем артикулируется на слух, зато каждый его барабанный удар рассыпается брызгами эха. Вокал Смита в инструментальной пучине возникает внезапно в виде облака разных голосовых обработок. Не бросающийся в глаза теневой шелест, шум и скрежет слушать едва ли неинтереснее основных инструментов, не зря на пластинке стоит предупреждение: «Музыка смикширована для прослушивания на большой громкости». Из прилагаемых к альбому бонусов и синглов в таком звучании сделаны только Last Dance, Homesick (позже вошедшие в трек-лист и не включенные в список раритетов) и Fear of Ghosts.
    Тем временем 80-х закончились, новая волна со всем ее содержательным многообразием устарела, и Cure вступили в новое десятилетие открытыми для обновления. Смит попробовал вклиниться в набирающую обороты рейволюцию. Решение выпустить электронные ремиксы (беспонтовая компиляция Mixed Up) неудивительно, учитывая подход к сочинению треков на культовом лонг плее, – Disintegration уже можно считать построенным на зацикленных лупах. Вокруг также звучала гитарная музыка, выбиравшаяся из финансового подполья. Британский shoegazing, американский grunge, нойз-рок Sonic Youth и Dinosaur Jr., удалой пост-панк Pixies – именно в таком климате создавался альбом Wish. На нем подтверждается намеченный на синглах 1989–1990 гг. переход из пост-панка в гитарный инди-рок.
    В 1992-м Cure звучат модно: синтезаторы и бас пересажены на аккомпанирующую галерку, первый ряд занимают нойзящие, подтягивающие и квакающие гитары, коих в составе было три штуки. Пластинка получилась мелодичной, песенной и, не смотря на красивые баллады, счастливой (хотя Роберт называет это случайностью). Танцевальные поп-песни, написанные группой в 80-х, отдавали меланхолией и воспринимались болезненным стебным экспериментом (отсюда и применяемый мной термин freak pop songs), на Wish Роберт Смит действительно искрится позитивом, выводя трели своих happy songs. Одна из них (проходняк про пятницу) стала фейковой визитной карточкой группы для любителей фаст фуда fm диапазона. Как и Disintegration, Wish имеет свой особый альбомный саунд, распространяющийся на все синглы. Впервые в дискографии все шесть би-сайдов звучат альбомно. Удачной вышла и ЕР-93 Lost Wishes, составленная из инструментальных остатков 1991-го, причем каждый трек написан отдельным автором (Роберт, Порл, Саймон и Пэрри); все номера проработанные, так и ждешь, что сейчас запоет. В рекомендованной дискографии эта ЕР разбита на треки.
    Парадоксально, но за выплеском качественного материала в таких количествах последовал «второй конец» Cure. Номинально группа не распалась: в 1993 ушли только Борис и Порл, а Саймон отправился на больничный. Тем не менее Wish оказался последним мастерски сделанным альбомом, на который Cure будут оборачиваться в свой последующий двадцатилетний период, но преодолеть не смогут. С замедленной периодичностью раз в четыре года музыканты будут выпускать альбомы с главным отличием от лонг плеев «золотого периода» – на них есть треки, которые хочется выкинуть. Постфактум многие поклонники признали, что после Wish команда исписалась, а посему перестала существовать. Единственным моментом прогресса остался вокал мистера Смита, с годами поражающий все больше, не смотря на старение голоса и его обладателя. Сам Роберт признает, что «после Disintegration любой альбом Cure мог стать последним», а Wish явился финалом его самовыражения через творчество команды.
    Уход Вильямса стал для Cure крупной проблемой, барабанщиков было прослушано немало, трое из них успели слегка поучаствовать в записи Wild Mood Swings, пока место за установкой не занял Джейсон Купер, товарищ с рокерской или даже метальной манерой игры, никак не замена Борису. Зато устроил остальных членов коллектива, ужившись с ними в замке XVI века, в котором Cure полюбили творить с начала 90-х. С ним довели до релиза десятый альбом, по праву носящий титул худшего. Гитарный инди-рок стал зауряднее, наметились поползновения к хард-року, о попсе на латинские ритмы с дудками и говорить не хочется – такое музье на M’Opinione просто оставляют вне стереосистемы. В рекомендованной дискографии из Wild Mood Swings оставлено лишь шесть композиций, они доукомплектованы более удачным материалом би-сайдов того же 1996 года.
    До конца тысячелетия Cure продолжили упражняться с электроникой и совмещать ее с гитарщиной, результаты стали частью саундтреков и трибьютов. В 1998 приступили к записи последнего альбома для Fiction, релиз Bloodflowers отложился почти на год. Хайп вокруг этого диска, отталкивающийся от заявлений Роберта Смита, настоятельно отсылает критика к Pornography и Disintegration, дескать, мы завершаем пресловутую «Трилогию». Согласен, что полноформатные релизы 1982 и 1989 гг. имеют определенную степень родства между собой, но никак не с Bloodflowers! Процесс создания, правда, проходил по схеме Disintegration: Смит решил обобщить свое мироощущение перед наступлением 40 лет, затем снова вверг группу в ситуацию тотального стресса, контролируя при записи каждую партию. В результате Бамонт отказался от всех соло в его пользу и вообще не играл на некоторых песнях, а присутствовать при записи вокала из состава не захотел никто. Роберт же был уверен, что создает последний альбом Cure и старался превзойти «золотой период».
    Вместо альбома-шедевра получилась только одноименная песня-шедевр, остальные треки повторяют монотонность аранжировок Disintegration, но идейно не идут дальше би-сайдов к Wish. Нет на альбоме-2000 и заставляющего отвиснуть челюсть уникального саунда, как у первых двух частей «Трилогии». Тяжелые, временами нойзящие гитары под электронный бит – для конца 90-х дело вполне привычное, так звучали слишком многие помимо Cure. Лишь в паре-тройке вещей присутствует внутренняя напряженность, присущая материалу 1982-го и 1989-го. Легенда о студийной Trilogy продолжилась серией одноименных концертов, где последовательно исполняются три составные части. Конечно стопроцентного попадания в прошлое осуществить не удалось (особо касается вокала и барабанов), но в целом Cure в очередной раз доказали свою мощь живого исполнителя. К релизу Bloodflowers Роберт успокоился по поводу роспуска Cure, но в слушательском сознании они «распались» в третий раз – цикл лучшего завершен, значит, больше ничего достойного не запишут.
    Напротив, начало двухтысячных команда встретила ударно. В 2001 г. выпустили два хит-сингла Just Say Yes и Cut Here – настоящие танцевальные вещицы в кьюевском духе при оптимальном сочетании электроники и гитар. В 2003–2004 сделали новую, самую сильную из пост Wish периода программу. Вот этот материал и надо включать в «Трилогию»! Напряженные, холодные, в меру депрессивные, минималистичные песни с пиком вокального надрыва. Причем на альбом (имеется в виду трек-лист в 12 позиций) попали от силы три (Going Nowhere, Labyrinth, Lost), остальные разбежались по бонусам, синглам или же остались в демо-состоянии, эта часть рекомендуется раньше альбомной.
    Сам диск The Cure концентрируется на другом программном содержимом: музыканты совершают вояж по мотивам The Head On The Door и повинуются продюсеру. Выбор фигуры последнего вызывает удивление – при набирающем обороты post punk revival можно было предстать живой иконой и без посторонней помощи, но парни двинули в другую сторону. Релиз «The Cure» ознаменовал начало сотрудничества группы с лейблом I Am, в саунде чувствуется nu metal рука его владельца Роса Робинсона (приглушенный звук барабанов, утяжеленный бас, общее сырое репетиционное звучание). Под его надзором Cure сделали свои самые брутальные треки (Us or Them, Never), звучащие как освежающие, оправдывающие нового барабанщика и, наконец, вызволяющие инструмент Гэллапа из аккомпанирующих дебрей (десять лет у Саймона не было лидирующих партий). В студии также тусил Вильямс, но к друмсам не приложился.
    Перетряска состава в мае-2005 (очередное возвращение Томпсона вместо уволенных Бамонта и О’Донелла) не способствовала продолжению музыкальных успехов. Уже первая рекорд-сессия, где фиксировали кавер леноновской Love и перезаписывали титульные номера первых четырех альбомов, понесла группу к островам традиционного рок-звучания, из этой записи можно отметить лишь Pornography. Не особо попасешься и на материале сессий 2006–2007 гг., точнее на их изданной части. Смита уговорили не выпускать двойник со всеми 33 записанными номерами, в результате 13 вещей попали на альбом 4:13 Dream, а еще четыре на предваряющие би-сайды. Альбом-2008 смело отправляется в хвост долгоиграющей части рекомендуемой дискографии. Достойных Cure песен тут две: открывающая Underneath the Stars, сделанная в лучших традициях Wish, и Sleep When I‘m Dead, оказавшаяся заготовкой аж к The Head On The Door. Стилистика предыдущего диска продолжена на The Scream. В основу песни The Perfect Boy легла демо-версия Strum из сессии The Cure, но из классной вещи сделали скучищу. В остальном имеем себяповтор разной степени удачности и балансирование между би-сайдами к Wish и Wild Mood Swings, нарочитые мелодии и приближение к пенсионному хард-року. В отличие от пластинки 1996 года, 4:13 Dream конечно можно слушать целиком, но рекомендовать я буду лишь избранные творения.
    В 2012 команда впервые за 20 лет нарушила четырехгодичную периодичность и ничего не выпустила, оставшаяся, по обещаниям мрачная, половина dream sessions не просочилась даже в Интернет. Коллектив продолжает трудиться на сцене, тасуя бывших членов и песенное наследие золотого периода. Не забывают устраивать и цикловое исполнение полных альбомов. Так, в 2011 в серии концертов Reflections отыгрывали от и до первые три альбома, правда в замедленном варианте и со слишком громкими роковыми друмсами, что называется «не по пост-панку». В 2012 г. Cure доехали до России. Свое короткое резюме по поводу концерта я уже выражал в эфире «Бесед ни о чем»: для идеального этому выступлению не хватало еще пары человек в составе – третьего гитариста и второго клавишника. Но 3 часа есть 3 часа, а несколько вещей с Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me, прослушанные под дождем, стали одним из самых ярких опытов восприятия живой музыки.
    2014 год начался первоапрельской шуткой выпустить новый альбом 4:14 Scream, а закончился участием в трибьюте Полу Маккартни. Роберт сольно спел C Moon, а Cure в лице фронтмена, ритм-секции и сына Пола Джеймса Маккартни на клавишах записали живую студийную версию битловской Hello, Goodbye. Видос из студии запилили 9 сентября. В 2016 Cure отправились в новое турне, где презентовали две новые песни Step Into The Light и It Can Never Be The Same. Материал состоит в мрачном родстве с диском The Cure.
    В виде завершающей ремарки хочу обратить внимание на то, что все сборники неальбомного в рекомендуемой дискографии являются моими персональными компиляциями, и никогда в таком виде не издавались и не вывешивались в сети. Из многочисленных сайд-проектов участников Cure, cольных работ и коллабораций сюда можно добавить лишь пластинки Glove «Blue Sunshine» и Presence «Inside». Релизы Associates, Fools Dance, Shelleyan Orphan, Babacar, Levinhurst, Roger O'Donnell и Siouxsie and the Banshees со Смитом не рекомендуются.

© V. Piniaev 27.06.2012, 18.10–23.12.2012, 06.09.2015, версия 04.07.2016
__________________________________________


Cure Rare Tracks




100 Seconds
2 Late
AZ-Chirpy DMC
A Boy I Never Knew
A Chain Of Flowers
A Christmas Without You
A Few Hour After This
A Foolish Arrangement
A Hand Inside My Mouth
A Japanese Dream
A Man Inside My Mouth
A Normal Story
A Pink Dream
A Sign From God
A Thought
Adonais
Airlock
All I Want To Do Is Kill Her
All Kinds Of Stuff
All Mine
Anniversary
Another Girl, Another Planet
Another Journey By Train
Ariel
Away
B2-are you taping?
B46 v.3
B-Side
Babble
Baby Rag Dog Book
Back On
Bland With An Edge
Bleak One
Break
Breathe
Burn
Call-Out Hook
Cats Like Cheese
Charlotte Sometimes
Cheap Sex
Ching Chang Chong
Christmas Story
Closing Theme
Cloudberry
Cold Colours
Coming Up
Cut Here
Decadance
Delirious Night Demise
Descent
Desperate Journalist
Despair
Don't Believe A Word
Do The Hansa
Down Under
Do You Wanna Touch?
Dredd Song
Easy Cure
English Rose
Esten
Everything Forever
Eyemou
Faded Smiles
Fake
Fear Of Ghosts
Forever
Fuknnotfunk
Glitter
Going Home Time
Halo
Hanging Around
Happy Birthday (Simon)
Happy The Man
Harold And Joe
Heart Attack
Heavy World
Hello, Goodbye
Hello I Love You
Heroin Face
Hey You!!!
HK
Home
Home On The Range
Horse Racing
Hotel Conrad
I Don't Know
I Hate Disco
I Hate Rock And Roll
I Just Need Myself
I Saw Her Standing There
I Want To Be Old
I Wish I Was Your Mother
In France
I'm Cold
Innsbruck
Into The Trees
Inwood
It Can Never Be The Same
It Used To Be Me
Jason 3
Just Say Yes
Killing Another
Killing Everyone Else In The World
Lusting Here In Your Mind
Lime Green
Lime Time
Listen
Little Girl
Lost Flower #11
Love
Love Will Tear Us Apart
Manic Psycho Rock
Mansolidgone
MacArthur Park
Melancholia
Merry Christmas Everybody
Mirage
More Than This
Mr.Pink Eyes
Need Myself
Never Enough
New Day
No More Club Bed
Noheart
NY Trip
Ocean
Off To Sleep
Off White Cats
Old England
Out Of Mind
Patel Shout
Pillbox Tales
Pirate Ships
Play
Play With Me
Please Come Home
Please Project
Possession
Punch and Judy
Purple Haze
Rebel Rebel
Rs3 arched
S
S2
Sadacic
Savvy
Scared As You
See The Children
Shout
Signal To Noise
Silver Machine
Sivvy
Slvvy
Small Hours
Smashed Up
Snow In Summer
Someone's Coming
Song Five
Spilt Milk
Splintered In Her Head
Step Into The Light
Stolen Robin #1
Stop Dead
Strum
Sugar Girl
Take Me Home, Country Roads
Tape
Temptation
The Big Hand
The Broken Promise
The Cocktail Party
The Cure Are Dead
The Dragon Hunters Song
The Exploding Boy
The Faith Healer
The Four Of Us
The Lord's Prayer
The Night
The Three Sisters
The Two Chord Cool
The Violin Song
This Morning
This Twilight Garden
Throw Your Foot
Time Has Told Me
To The Sky
Trick Myself
Truth, Goodness And Beauty
Tuned Out on RTV5
Uyea Sound
Waiting
Walking In My Shoes
Wedding Dance
Weedy Burton
Wild Thing
Winter
Without You
Why Can't I Be Me
Wonderful Christmas Time
World In My Eyes
World War
Wrong Number
XP
Yellow Primary
Yesterday's Gone
You Really Got Me
You're So Happy (You Could Kill Me!)
You Stayed...
Young Americans
Your God Is Fear
    В список раритетов не вошли вещи, которые Cure исполняли на концертах как фрагменты-вставки в свои песни. Например, Why Can't I Be You? (Live Medleys) – на концертах разных лет, удлиняют середину этой песни и под барабаны с незатейливым аккомпанементом Смит поет попурри из разных своих и чужих песен (Do You Know The Way To San Jose?, Everybody Wants To Be A Cat, Fools Rush In, God Save The Queen, New York, New York, Old Black Magic, Out Of Time, Stone Free, Young At Heart). Из мини-фрагментов чужих песен, исполненных во время саудчеков включены только те, которые удалось услышать, все они не представляют ценности. Из сольных работ и коллабораций Роберта Смита включены только те, которые сделаны в духе Cure.
     100 Seconds – инструментальный трек, открывающий Trilogy DVD (2003) – невнятная шумелка
     2 Late – сингл Lovesong (1989), также на Join The Dots – классический среднетемповый номер, ближе к альбому Wish
     AZ-Chirpy DMC = Close To Me
     A Boy I Never Knew – записана в сессии The Cure, существует в демо-варианте с периодическими шумами – отличная мелодичная и проникновенная баллада
     A Chain Of Flowers – сингл Catch (1987), также на Join The Dots – отличная медленная песня в духе альбомов The Head On The Door и Disintegration
     A Christmas Without You – предположительно записана в сессии 4:13 Dream – не слышал
     A Few Hour After This – сингл Inbetween Days (1985), также на Join The Dots, демо вариант выходил на Head On The Door (Deluxe) – в сингловой версии мутняк с нечетким вокалом, рекомендуется демо-версия, близкая альбому Wish
     A Foolish Arrangement – сингл A Letter To Elise (1992), также на Join The Dots – быстрый трек, созданный по классической схеме 1987–1992 с четким басом
     A Hand Inside My Mouth – записана в августе 1983 в сессию сингла The Lovecats, издана на The Top (Deluxe Edition) – трек в джазоватом ключе оригинального сингла
     A Japanese Dream – сингл Why Can't I Be You? (1987), также на Join The Dots – классический бодрый тречок с булькающим басом, флэнжерной гитарой и ксилофоном в духе альбома The Head On The Door
     A Man Inside My Mouth – сингл Close To Me (1985), также на Join The Dots – типичный фрик поп трек
     A Normal Story – записана в одну из сессий к альбому Faith, издана на Deluxe Edition – неоконченный трек, где отсутствует текст и партия вокала только намечена, ближе к периоду 1979–1980 гг., необязетелен для ознакомления
     A Pink Dream – сингл Mint Car (1996), также на Join The Dots – лучше многих альбомных треков с Wild Mood Swings
     A Sign From God – однопесенный проект Смита, Купера и Ривза Гэбрелса под названием Cogasm, издан на саундтреке фильма Orgasmo (1998) – больше напоминает Marylin Manson и Garbage, чем Cure
     A Thought = Wrong Number
     Adonais – сингл The 13th (1996), также на Join The Dots – лучше многих альбомных треков с Wild Mood Swings
     Airlock – саундтрек к одноименному фильму, которым Cure открывали свои концерты 1982, издан на Pornography (Deluxe Edition) – авнгардная шумелка с долбежкой по пианино
     All I Want To Do Is Kill Her – Live L’Olympia, Paris 06.07.82 – очередная версия Forever с другим текстом
     All Kinds Of Stuff – сингл Freakshow (2008) – жесткий гитарный трек в поре 2000-х too pop to have
     All Mine – live at the Hammersmith Odeon 5.82, издавалась на Live, Curiosity–Cure Anomalies и Pornography (Deluxe Edition) – вариант песни All I Want To Do Is Kill Her – очередная версия Forever с другим текстом
     Anniversary = High demo
     Another Girl, Another Planet – кавер The Only Ones, исполнена живьем во время саундчека 4 августа 1987 в Pittsburgh, США – плохо записанный медленный мутняк
     Another Journey By Train – сингл A Forest (1980), также на Join The Dots – переигранная инструментальная часть extended версии Jumping Someone Else’s Train
     Ariel – сольный номер Роберта Смита, записанный в 1982, издан на The Top (Deluxe Edition) – пространная, заунывная вещь
     Away = Cut
     B2-are you taping? = Inbetween Days
     B46 v.3 – инструментальная версия Cut Here 1997
     B-Side = Descent
     Babble – синглы Lullaby и Fascination Street (1989), также на Join The Dots – быстрый эмоциональный трек со стрингами, ближе к альбому Disintegration
     Baby Rag Dog Book = It’s Over
     Back On – инструментальная версия Lost
     Bland With An Edge – короткое инструментальное вступление для Jonathan Ross TV Show 20 января 1991 – не слышал
     Bleak One = A Forest
     Break – записана в ноябре-81, издана на Pornography (Deluxe Edition) – инструменталка, где обыгрывается тема Siamese Twins
     Breathe – сингл Catch (1987), также на Join The Dots – распевный мутняк середины 80-х, сыгранный на одних синтезаторах (оркестровые инструменты) без гитар и барабанов
     Burn – саундтрк The Crow (1994), также на Join The Dots – проработка стиля конца 90-х
     Carnage Visors – инструментальный саундтрек к одноименному анимационному фильму, который Cure использовали вместо разогревающейгруппы вов ремя Picture Tour, записан в марте 1981 г., издавался бонусом к Faith – музыка в духе альбома Faith, но для инструменталки длинновата (больше 27 минут).
     Call-Out Hook – фрагмент песен из альбома Bloodflowers
     Cats Like Cheese – ранняя версия Give Me It
     Charlotte Sometimes – одноименный сингл 1981, также на Faith (Deluxe Edition) – волновый хит, выделяющийся среди работ Cure начала 80-х
     Cheap Sex – незаконченная песня, ставшая основой для So What?
     Ching Chang Chong – демо-версия песни Spilt Milk
     Christmas Story – инструментальная версия Scared As You
     Closing Theme – под таким названием известен минутный инструментальный кусок If Only Tonight We Could Sleep, которым Cure MTV Unplugged в феврале 1991 г. в Лондоне
     Cloudberry – инструменталка, записана в сессию Wish в 1991, издана на Lost Wishes (EP) в 1993 – среднетемповый чуть однотипный номер близкий к альбому Wish
     Cold Colours = Primary
     Coming Up – бонус к Bloodflowers – мутный вокал, электроника и тяжелые гитары, в поре альбома
     Cut Here – одноименный сингл 2001 – великолепный танцевальный номер
     Decadance – предположительно записана в сессии Wish – не слышал
     Delirious Night – записан в сессию Disintegration, издан на Deluxe Edition – мутный номер близко к альбому Disintegration
     Demise – записана в ноябре-81, издана на Pornography (Deluxe Edition) – инструменталка, ближе к альбому Faith
     Descent – записана в одну из сессий к альбому Faith, издана на сингле Primary (1981) и Join The Dots – инструментальный трек, без которого можно обойтись, близко к альбому Faith.
     Desperate Journalist – Grinding Halt с другим текстом
     Despair – согласно Роберту Смиту записана им летом-осенью 1982-го для сольного альбома, который будет издан после его смерти – не слышал      Don't Believe A Word – кавер Thin Lizzy исполнялся живьем в 2002 – звучит лучше оригинала, но хар-рок неисправим
     Do The Hansa – записана в1979 г. в сессии Three Imaginary Boys, опубликована со сведением и вокалом 1986 г. на сингле Boys Don't Cry (1986), также на Join The Dots, позднее вмешательство вполне органично – диско-песня, больше подходящая для проекта Cult Hero
     Down Under – сингл Sleep When I'm Dead (2008) – мелодичный среднетемповый трек в поре Wish, единственный слушатебельный би-сайд 2008-го года
     Do You Wanna Touch? = Do You Want To Touch Me? – Gary Glitter Cover – часто исполнялась на концертах в 1980-м и 1985-м, версии 80 и 85 не отличаются, они играют этот построенный на классическом роковом хуке трек близко к оригиналу
     Dredd Song – саундтрек Judge Dredd (1995), также на Join The Dots – проникновенная сильная вещь со стрингами, близко к лучшим номерам с Wild Mood Swings
     Easy Cure – ранняя песня, от которой пошло название группы, нет упоминаний о студийной, концертной или репетиционной записи
     English Rose – кавер Jam исполнен живьем 29 октября 1987 г. во время саундчека во Frankfurt, Германия – весь саундчек записан с сильным гулом, все песни звучат неразборчиво
     Esten – инструментальное демо периода записи Disintegration, издан на Deluxe Edition – хитовый быстрый номер в поре 1988-1992
     Everything Forever = Lost Flower #4 – записана в сессию Bloodflowers – однотипный инструментальный трек, близко к альбому
     Eyemou – этим треком в 1987 начинались концерты во время Kissing Tour – слушал в 4-х версиях, немелодичная безвокальная шумелка, которую обычно плохо слышно из-за шума публики
     Faded Smiles = I Don't Know – записана в октябре-78 в сессию Three Imaginary Boys, издана на Deluxe Edition – в стиле первого альбома с кучей эха на вокале
     Fake – бонус к The Cure – в поре нежестких вещей альбома
     Fear Of Ghosts – сингл Lovesong (1989), также на Join The Dots – классический медленный трек, достойный быть на альбоме Disintegration
     Forever – переработанная композиция Three, чуть ли не каждый раз исполняется с новым текстом, известная также как All I Want To Do Is Kill Her и All Mine, существует в десятках концертных вариантов и радио-сессий – большинство версий представляет собой пространную песню с сильным эхом на вокале и абстрактной мелодией, я прослушал около 20 версий и остановился на раннем варианте, исполненном на Veenendal Soundboard 28.06.1980, также рекомендую версию с Shelleyan Orphan на концерте в Mansfield, USA в 1989.
     Fuknnotfunk – записан на репетиции в июне 1988 г., выложен в Интернет в связи с переизданием Disintegration – инструментальный проигрыш в стиле фанк, не в духе Cure
     Glitter – предположительно записана в сессию Wild Mood Swings – не слышал
     Going Home Time – записана в одну из сессий к альбому Faith, издана на Deluxe Edition – неоконченный трек, где отсутствует текст и партия вокала только намечена, ближе к disco Cure
     Halo – сингл Friday I'm In Love (1992), также на Join The Dots – клавишно-стринговая happy song в поре альбома Wish
     Hanging Around – 15 секундный кавер Stranglers исполнен Робертом под гитару во время саундчека 8 сентября 1985 г. в St. Austell, США – бардовский непримечательный вариант
     Happy Birthday (Simon) – исполнялась на концерте в 1980, очередная версия Forever
     Happy The Man – сингл The Caterpillar (1984), также на Join The Dots – медленная фрик-поп-песня с ведущим басом
     Harold And Joe – сингл Never Enough (1990), также на Join The Dots – среднетемповый трек близкий по саунду к Disintegration с фрик-поповыми мотивами и электроникой типичной для конца 90-х
     Heart Attack – демо-91 для альбома Wish – посредственно записанная инструменталка с квакающей гитарой
     Heavy World = Lost Flower #3 – записана в сессию Bloodflowers – инструменталка в духе happy songs с Wish
     Hello, Goodbye – Paul McCartney cover, The Art of McCartney (2014) – не смотря на нарочитую близость оригиналу, чувствуется рука Cure образца 1996 и 2008, вполне может оказаться последним записанным группой треком
     Hello I Love You – Doors cover – издана на сборнике Rubaiyat: Elektra's 40th Anniversary (1990) также на Join The Dots – рекомендуется две версии: в изначальном миксе бодрый гитарный номер, круче и драйвовее оригинала при сохранении основной фишка Doors, в psychedelic mix типичный cure-вский мутняк
     Heroin Face – Live In The Rocket, Crawley 12.77, выходила на Live, Curiosity – Cure Anomalies, Three Imaginary Boys (Deluxe Edition) – обычный невразумительный концертный панк-трек той поры
     Hey You!!! – бонус к Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me – танцевальный фрик поп в поре альбома
     HK – инструментальный демо-вариант A Foolish Arrangement
     Home – сингл Mint Car (1996), также на Join The Dots – лучше многих альбомных треков с Wild Mood Swings
     Home On The Range – 45 секундный кавер Dr. Brewster M. Higley исполнен живьем под акустические гитары на шоу французского ТВ Les Enfants Du Rock в 1985 г – стебный тречок
     Horse Racing = Another Journey By Train
     Hotel Conrad – ряд джэмов, записанных в Piano Bar, Brussels 2 февраля 2000 г – в целом веселое закрытое выступление пьяных Cure преимущественно под пианино и драм-машину; в джемовых кусках Роджер месит блюзовый импровиз, а Роберт напевает вполголоса каккую-то лирику
     I Don't Know = Faded Smiles
     I Hate Disco – очередная концертная версия Forever
     I Hate Rock And Roll – саундчек концерта 17.10.80 Jaap Edenhal, Amsterdam, Netherlands –минутная инструменталка в поре 17 Seconds, в начале которой Смит произносит фразу-название
     I Just Need Myself = Need Myself – в версии октябрь-77 звучит как тупой вариант Buzzcocks, в версии январь-78 ближе к Stooges Raw Power, спето лучше, этот вариант рекомендуется, он выходил на Three Imaginary Boys (Deluxe Edition)
     I Saw Her Standing There – Beatles cover, записано в SAV Studios в ноябре-77 – не слышал
     I Want To Be Old – записано в октябре-77, издано на Three Imaginary Boys (Deluxe Edition) – недурной среднетемповый номер в стиле Buzzcocks
     I Wish I Was Your Mother – Mott The Hoople сover, исполнялась на концерте Easy Cure от 3 июня 1977 г., включена в самом начале в фильм Staring at the Sea: The Images, гуглится по The Cure - Staring at the Sea - Archive Footage 1 – плохозаписанный ревущий концертный трек с неразличимым вокалом Питера О’Тула
     In France – согласно Роберту Смиту записана им летом-осенью 1982-го для сольного альбома, который будет издан после его смерти – не слышал
     I'm Cold – в версии 1977 мелодичный номер, близко к Three Imaginary Boys издано на Three Imaginary Boys (Deluxe Edition); в версии 1979 слушается как совсем другая вещь, ее записали в нормальном темпе, потом замедлили, чтоб Смит напилил соляков под Порла из 1977; спето по пост-панку, на бэках Сьюкси, но перестарались с фидбэками на вокале и потеряли мелодию, получился мутняк, издано на сингле Jumping Someone Else’s Train (1979) и Join The Dots.
     Innsbruck – домашняя демка Роберта Смита декабрь-84, издана на Head on the Door (Deluxe Edition) – инструментальный гитарный трек близок к материалу 1981 г.
     Into The Trees = A Forest
     Inwood – домашняя демка Роберта Смита декабрь-84, издана на Head on the Door (Deluxe Edition) – инструментальный гитарный трек близок к материалу 1981–1982 гг.
     It Can Never Be The Same – исполнялась на концертах 2016 – вещь в духе медленных треков 2003-2004
     It Used To Be Me – сингл The 13th (1996), также на Join The Dots – в духе Wild Mood Swings
     Jason 3 – инструментальная версия Never
     Just Say Yes – одноименный сингл 2001 – великолепный танцевальный номер
     Killing Another = Killing An Arab
     Killing Everyone Else In The World = Killing An Arab
     Lusting Here In Your Mind – предположительно записана в сессии 4:13 Dream – не слышал
     Lime Green = Wrong Number
     Lime Time – записана в сессию Head on the Door, издана на Deluxe Edition – один из светлых треков со стрингами, фрагменты текста потом использовались в In Between Days и Six Different Ways, но рекомендуется как самостоятельный номер
     Listen = Pillbox Tales
     Little Girl – записано в SAV Studios в ноябре-77 – не слышал
     Lost Flower #11 – записана в сессию Bloodflowers – красивая холодная инструмнтальная баллада
     Love – кавер Джона Леннона издан на трибьюте Make Some Noise (2005) – сырая однотипная гитарная песня
     Love Will Tear Us Apart – кавер Joy Division записан живьем в 2000-м – оригинал круче, но примечателен сам факт перепевки
     Manic Psycho Rock = Freakshow
     Mansolidgone – записана в сессию Head on the Door, издана на Deluxe Edition – быстрая версия A Hand Inside My Mouth, не рекомендуется
     MacArthur Park – Jimmy Webb cover, исполнялся на концерте 02.03.1979 в Village, Newport, England – не слышал
     Melancholia – согласно Роберту Смиту записана им летом-осенью 1982-го для сольного альбома, который будет издан после его смерти – не слышал
     Merry Christmas Everybody = Wonderful Christmas Time – cover Slade – исполнялась на концерте Wembley Arena, London 9 декабря 1987 г. – бодрый припанкованный рок, намного быстрее и круче заунывного оригинала
     Mirage – полутороминутный кавер на Siouxsie & The Banshees исполнен Смитом во время саундчека 17 января 1991 –бардовский непримечательный вариант
     More Than This – саундтрек The X-Files (1998), также на Join The Dots – больше напоминает Garbage, перепевающих Cure
     Mr.Pink Eyes – сингл The Lovecats (1983), также на Join The Dots – единственный трек, выбивающийся из джазоватого стиля всей сессии сингла The Lovecats, фриковый рок-н-ролл
     Need Myself = I Just Need Myself
     Never Enough – сингл Never Enough (1990), также на Join The Dots – бодрая инди-роковая вещица ближе к альбому Wish
     New Day – сингл Close To Me (1985), также на Join The Dots – мутный психоделичный трек
     No More Club Bed – исполнена живьем на MTV Most Wanted TV Show 15 декабря 1995 – не слышал
     Noheart – записана на репетиции в июне 1988 г., издана на Disintegration (Deluxe Edition) – медленная инструменталка близка альбомам Faith и Disintegration
     NY Trip – сингл 'The Only One (2008) – слабый трек, созданный по схеме Wish
     Ocean – сингл The 13th (1996), также на Join The Dots – в духе Wild Mood Swings
     Off To Sleep – инструменталка, записана в сессию Wish в 1991, издана на Lost Wishes (EP) в 1993 – среднетемповfz happy song в поре альбома Wish
     Off White Cats = All Cats Are Grey
     Old England – демо-91 для альбома Wish – инструменталка с квакающей гитарой, необязетельна для ознакомления
     Out Of Mind – синглы Lullaby и Fascination Street (1989), также на Join The Dots – гитарный трек близкий альбомам Head on the Door и Disintegration
     Patel Shout – предположительно записана в сессии Wish или Wild Mood Swings – не слышал
     Pillbox Tales – записана в 1979 г. в сессии Three Imaginary Boys, опубликована со сведением и вокалом 1986 г. на сингле Boys Don't Cry (1986), также на Join The Dots – странное сочетание, т.к. в 70-х он так еще не пел, а в 80-х они так уже не играли.
     Pirate Ships – сover Wendy Waldman – записана в сессию Disintegration сольно Робертом Смитом, издана на Deluxe Edition – готичная колыбельная под синтезатор, на Cure непохожа
     Play – сингл High (1992), также на Join The Dots – медленный гитарный трек в поре альбома Wish
     Play With Me – записана в октябре-78 в сессию Three Imaginary Boys, издана на Deluxe Edition – в стиле первого альбома с кучей эха на вокале
     Please Come Home – записана в сессии The Cure – отличная надрывная вещь, ошибочно считается основой для This. Here and now. With you
     Please Project = The Only One
     Possession – записана в сессии Bloodflowers – среднетемповая вещь в поре альбома
     Punch and Judy – песня, которую, по слухам, группа намеревалась записать в сессию 1985 – не слышал
     Purple Haze – кавер Джими Хендрикса близкий к оригиналу, издан на Stone Free - Tribute To Jimi Hendrix (1993) – нетипичная для Cure гитарная рок-песня
     Rebel Rebel – David Bowie cover, записано в SAV Studios в ноябре-77 – не слышал
     Rs3 arched = Lullaby
     S = In your House
     S2 = Lovesong
     Sadacic = Shout – демо декабрь-83, издана на The Top (Deluxe Edition) – ранняя версия песни New Day, слушается как отдельный номер, т.к. медленнее, имеет другую мелодию вокала и больше гитар в аранжировке; мутный гитарный трек в целом
     Scared As You – сингл Friday I'm In Love (1992), также на Join The Dots – гитарный трек 90-х
     See The Children – записано в октябре-77, издано на Three Imaginary Boys (Deluxe Edition) – как среднетемповый вариант Damned
     Shout = Sadacic
     Signal To Noise – сингл Cut Here (2001) – песня существует в двух версиях: в акустической напоминает Friday I’m In Love, в рекомендуемой электрической версии близка альбому Bloodflowers
     Silver Machine – 15 секундный кавер Hawkwind исполнен Робертом под гитару во время саундчека 8 сентября 1985 г. в St. Austell, США – бардовский непримечательный вариант
     Sivvy = Savvy = Slvvy - инструментальная демо-версия Doing The Unstuck
     Small Hours - кавер John Martyn, сделан сольно Робертом Смитом, издан на сборнике Johnny Boy Would Love This (2011) – в стиле кьюевских мутняков
     Smashed Up – записана в январе-78 – не слышал
     Snow In Summer – сингл Just Like Heaven (1987), также на Join The Dots – классический среднетемповый гитарный номер середины 80-х
     Someone's Coming = Truth Goodness and Beauty
     Song Five – предположительно записана в сессии The Cure – не слышал
     Spilt Milk – бонус к Bloodflowers в поре альбома
     Splintered In Her Head – сингл Charlotte Sometimes (1981), также на Join The Dots – композиция в духе альбома Pornography
     Step Into the Light– исполнялась на концертах 2016 – вещь в духе медленных треков 2003-2004
     Stolen Robin #1 = Why Can’t I Be You?
     Stop Dead – сингл Close To Me (1985), также на Join The Dots – медленная песня, близка к фрик поповым творениям середины 80-х
     Strum – записана в сессии The Cure, существует в демо-варианте с периодическими шумами – в духе реальной третьей части «Трилогии», легла в основу The Perfect Boy, заготовка лучше поздней версии
     Sugar Girl – сингл Just Like Heaven (1987), также на Join The Dots – милая попсовая песня на клавишах в стиле альбомов 1984 и 1987
     Take Me Home, Country Roads – кавер John Denver исполнялся живьем – не слышал
     Tape – инструментальное вступление для Wish Tour – однообразный гитарный трек
     Temptation – существует в двух версиях: демо Смита июль-82, звучит как полноценная песня с вокалом, на котором много эха, ближе к мутным песням середины 80-х, эта версия почему-то считается вариантом Let’s Go To Bed, общего не заметил; инструментальная версия декабрь-81, ближе к бодрым гитарным номерам альбома Faith, эта версия рекомендуется – обе версии изданы на Pornography (Deluxe Edition)
     The Big Hand – сингл A Letter To Elise (1992), также на Join The Dots – медленная песня в поре альбома Wish
     The Broken Promise – инструментальная версия The Promise
     The Cocktail Party – домашнее демо март-78, издана на Three Imaginary Boys (Deluxe Edition) – плохо записанный рок со слайд-гитарой, напоминает вещь Catch
     The Cure Are Dead = Unknown Tape #2 – live Brussels, Belgium 11.06.82, последняя исполненная со сцены вещь перед распадом Cure после Pornography Tour – 11 минутная пространная импровизация с гаражным звучанием, совместный джэм Cure и их разогревающей группы Zerra 1, у микрофона изгаляется Gary Biddles
     The Dragon Hunters Song – одноименный сингл 2004 – версия Taking Off с другим текстом и припевом
     The Exploding Boy – сингл Inbetween Days (1985), также на Join The Dots – бодрый номер с ведущей акустической гитарой
     The Faith Healer – кавер Alex Harvey Band исполнялся на концертах 2002 – близкий к оригиналу глэм-рок трек
     The Four Of Us – согласно Роберту Смиту записана им летом-осенью 1982-го для сольного альбома, который будет издан после его смерти – не слышал
     The Lord's Prayer – совместная версия Siouxsie & The Banshees и Cure, исполнена живьем в сентябре 79 – не слышал
     The Night – согласно Роберту Смиту записана им летом-осенью 1982-го для сольного альбома, который будет издан после его смерти – не слышал
     The Three Sisters – инструменталка, записана в сессию Wish в 1991, издана на Lost Wishes (EP) в 1993 – энергичный гитарный номер близкий к альбому Wish
     The Two Chord Cool = The 13th
     The Violin Song – записана в одну из сессий к альбому Faith, издана на Deluxe Edition – неоконченный трек, где отсутствует текст и партия вокала только намечена Саймоном, ближе к творчеству Cure середины 80-х
     This Morning – бонус к The Cure – отличная надрывная вещь
     This Twilight Garden – сингл High (1992), также на Join The Dots – медленный трек в поре альбома Wish
     Throw Your Foot – сингл The Caterpillar (1984), также на Join The Dots – быстрая гитарная поп-песня с фриканутой манерой пения
     Time Has Told Me – cover Nick Drake исполнен в феврале-91 в Лондоне на MTV Unplugged – не слышал
     To The Sky – записана в сессию Kiss Me, Kiss Me, Kiss Me, издана на Stranger Than Fiction и Join The Dots – классичекая медленная песня середины 80-х с флейтами и стрингами
     Trick Myself = Sinking
     Truth, Goodness And Beauty – бонус к The Cure – в духе реальной третьей части «Трилогии»
     Tuned Out on RTV5 – записан на репетиции в июне 1988 г., выложен в Интернет в связи с переизданием Disintegration – инструментальный проигрыш, медленный кусок чередуется с фанковым, не типично для Cure
     Uyea Sound – инструменталка, записана в сессию Wish в 1991, издана на Lost Wishes (EP) в 1993 – мутняк конца 80-х с приятной мелодией
     Waiting – сингл Mint Car (1996), также на Join The Dots – лучше многих альбомных треков с Wild Mood Swings
     Walking In My Shoes – предположительно существующий кавер на Depech Mode 1998 – не слышал
     Wedding Dance – предположительно записана в сессии Wish – не слышал
     Weedy Burton – дурацкий инструментальный рок-н-ролл, hidden track на Three Imaginary Boys
     Wild Thing – Cover Troggs – исполнен живьем 11 августа 1987 г близко к оригиналу, сохранился в записи плохого качества
     Winter – записана в октябре-78 в сессию Three Imaginary Boys, издана на Deluxe Edition – неудачный и плохо прописанный пост-панк номер, между Three Imaginary Boys и Seventeen Seconds
     Without You – сингл The Perfect Boy (2008) – посредственный гитарный трек в поре альбома-2008
     Why Can't I Be Me – синглы Taking Off и Alt. End (2004) – в духе реальной третьей части «Трилогии»
     World In My Eyes – кавер Depeche Mode, сборник For The Masses (1998), также на Join The Dots – ближе к группе-оригиналу чем к Cure
     World War – записана в октябре-78 в сессию Three Imaginary Boys, издана на Deluxe Edition и на ранней версии Boys Don't Cry (1980) – плохо прописанный гаражный блюз, в концертных версиях 2011 звучит как хард-рок
     Wrong Number – одноименный сингл (1997) – в поре конца 90-х
     XP = Pictures Of You
     Yellow Primary = Primary
     Yesterday's Gone – коллаборация Ривза Гэблса и Роберта Смита, вывешена в Интернет в 1999, издана в 2000 – в духе медляков с Bloodflowers
     You Really Got Me – Cover Kinks – исполнен живьем 16 сентября 1985 г. близко к оригиналу, сохранился в записи плохого качества
     You're So Happy (You Could Kill Me!) – предположительно записана в сессию Bloodflowers – оригинал не слышал, но на этот текст сделала песню Cure Tribute Band в стиле русского рока на одних гитарах
     You Stayed... – наработки к вещи, домашняя демка Роберта Смита август-82, издана на The Top (Deluxe Edition) – гитарный чес без барабанов с фрагментарным вокалом
     Young Americans – кавер Боуи, издан на сборнике 104.9 XFM (1995), также на Join The Dots – в духе попсы с Wild Mood Swings
     Your God Is Fear – синглы Taking Off и Alt. End (2004) – ломовой холодный номер

© V. Piniaev 04.10.2012 – 22.12.2012, 06.09.2015

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ПРОЗА}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}