DINOSAUR JR.

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}  












Статья написана по мотивам текста для Часа независимой музыки Алексея Иванова 2007 года


























Beyond Fat Possum Records, 29.08.2007

  1. Almost Ready
  2. Crumble
  3. Pick Me Up
  4. Back to Your Heart
  5. This is All I Came to Do
  6. Been There All the Time
  7. It's Me
  8. We're Not Alone
  9. I Got Lost
  10. Lightning Bulb
  11. What If I Knew...
  12. Yer Son (bonus)







Farm Jagjaguwar, 23.06.2009

  1. Pieces
  2. I Want You To Know
  3. Ocean In The Way
  4. Plans
  5. Your Weather
  6. Over It
  7. Friends
  8. Said The People
  9. There's No Here
  10. See You
  11. I Don't Wanna Go There
  12. Imagination Blind
  13. Houses (bonus)
  14. Whenever You're Ready (bonus)







I Bet On Sky Jagjaguwar, 18.09.2012

  1. Don't Pretend You Didn't Know
  2. Watch The Corners
  3. Almost Fare
  4. Stick A Toe In
  5. Rude
  6. I Know It Oh So Well
  7. Pierce The Morning Rain
  8. What Was That
  9. Recognition
  10. See It On Your Side
  11. Black Betty (bonus)







single Jagjaguwar, 18.09.2012

  1. Now The Fall
  2. Ricochet







Give A Glimpse Of What Yer Not Jagjaguwar, 05.08.2016

  1. Goin Down
  2. Tiny
  3. Be A Part
  4. I Told Everyone
  5. Love Is...
  6. Good To Know
  7. I Walk For Miles
  8. Lost All Day
  9. Knocked Around
  10. Mirror
  11. Left / Right







single Jagjaguwar, 06.08.2016

  1. Two Things
  2. Center Of The Universe

В статье о воссоединении Pixies я уже изложил свое мнение по поводу реюнионов in general, остались частности и конкретности. Разберем еще один случай.

Новым пришествием Dinosaur Jr. меня периодически пугал Алексей Иванов, отслеживавший все новости, касательно своей любимой группы. Мы понимали, что дело тут в ловких пальцах Джея Маскиса, стоящих на пульте неоновых вывесок для обозначения своего творчества. Как произошло в 1997–1999 гг. переключение с «Dinosaur Jr.» на «The Fog», так с легкостью могло осуществиться обратное перемещение тумблеров. Этот самый Fog лично меня интересовал мало, кому нужен сольный Маскис, когда в оригинальной динозавровой дискографии хватает неотслушанных релизов. Парадоксально, но альбомы Dinosaur Jr., записанные дядей Джеем фактически в одиночку, мне нравятся больше всего.

Между тем пост-история Dinosaur Jr. себя исчерпала: компиляцию студийных и концертных треков BBC Sessions выпустили в 2000-м, понос-апофеос Ear-Bleeding Country: The Best Of – в 2001-м. В этом же году критик Майкл Азерад включил Dinosaur Jr. в крутую, по отзывам, книженцию, посвященную пионерам альтернативного рока 1980-х Our Band Could Be Your Life. Ветераны. Часть истории. Все издано – все в прошлом. Остались только переиздания и реализация концертных записей, ну и реюнион собственно. Вот тут закрался нюансик: воссоединяться хорошо после распада, а Маскис просто сменил вывеску, значит, нужны другие легенды, кроме Джея.

Больше всех в реюнионе всегда был заинтересован Лу Барлоу, но ему требовалось время, чтобы перестать обижаться на Маскиса за события 1988-го. Не общались парни более десяти лет, успели повзрослеть и оттаять. В 2002 в Лондоне Джей случайно встретил Лу и предложил ему спеть I Wanna Be Your Dog вместе с именитыми двумя третями Stooges, братьями Эштонами (кавер-бэнд – Asheton, Asheton, Mascis and Watt). В 2004 Джей и Лу пошли вместе на концерт воссоединенных Mission Of Burma и отметили, что коллектив звучит, как в старые времена и даже чуть лучше, смекнули, что и они сами так смогут.

Началом стало совместное однопесенное выступление додинозавровой формации Deep Wound на концерте, организованном мамой Лу в поддержку аутистов, где играли Sebadoh и сольный Маскис. Параллельно лейбл SST сдается, Джей возвращает себе права на публикацию 3-х первых альбомов Dinosaur Jr. и в начале 2005 радостно переиздает их со всякими бонусами на лейбачке Merge Records. Финансовое предложение менеджмента Джея Маскиса о полноценном туре оригинального бэнда в поддержку переизданных альбомов завершило процесс.

15 апреля 2005 г. Dinosaur Jr. вышли на гастрольную тропу вместе со своим основным барабанщиком Мерфом, ранее считавшим предприятие «долбанной панк-группой, о которой и париться не стоит». Музыканты сначала нацелились на небольшое турне с летним фестивальным чесом, а проездили не только весь год текущий, но и следующий. Не обломила веселья даже пропажа аппарата из нью-йоркской гостиницы в 2006-м. Играть принялись исключительно старый, когда-то созданный вместе материал первых трех альбомов с добавлением каверов на Chunks и Just Like Heaven. Единственной вещью из номерного альбома, записанного без Лу, стала The Wagon, включенная в сет-листы с декабря 2005. Единственной записанной без Лу и Мерфа – Feel The Pain, которую стали исполнять годом позже. Все версии приближены к альбомным, полны энергии и драйва, Маскис даже петь умудряется как 17 лет назад, но вот свои коронные гитарные соло не всегда исполняет в каноническом варианте. Не забыли и о релизах: в 2006 переиздали Green Mind и Where Have You Been на Sire.

О возможности появления нового материала Маскис сразу заявил в интервью 2005 г.: «Я определенно скептичен по поводу реюнионных альбомов… Неужели кто-то действительно хочет услышать новый альбом Stooges? Все только хотят прийти посмотреть на них и услышать старые вещи». Новый альбом Dinosaur Jr. Beyond вышел в один год вместе с новым альбомом Stooges. Этим не ограничились.

Команде удалось выпустить несколько пластинок, и с каждой из них значимость реюниона повышается. Это вам не разовая акция, это великая группа в действии! На момент выхода все студийные работы Dinosaur Jr. 2000-х становились событием, и могли потерять свой шарм только в хронологической линейке дискографии. Разумеется, лучшие альбомы 20 века команда не переплюнула, но зато смело заткнула за пояс какой-нибудь Where You Been или невнятный дебютник.

По саунду все новинки получились разными. В 2007-м они стараются не отличаться от концертного звучания, Джей чаще играет в одну гитару без наложения разных партий, слишком простые для этой группы барабаны уведены на задний план. В целом звук получился в традициях lo-fi, но куцый. В 2009 г. лупящий по друмсам со звуком коробок Мерф отвоевал себе место в панораме, звучание диска из-за обилия гитарных партий соответствует канонам нойзового инди-рока. Релиз-2012 уходит от предшественников в чистый, выхолощенный рок-саунд с сухими ударными, пианино и фейдами вместо четкого окончания песен.

По музыке и времени звучания реюнионные альбомы ближе к позднему Dinosaur Jr. 1990-х и недооцененному мной The Fog, чем к изначальному творчеству золотого лайн-апа в 1980-х. Только It’s Me из Beyond выполнен в том же мелодическом ключе, что и, к примеру, Bug. Ну и Лу Барлоу использует манеру игры на инструменте из 1988-го, когда перегруженный бас теряется в общем потоке и больше напоминает гитару. Причина в том, что основным автором остается Маскис, который просто продолжает писать как получается.

Разрешение добавлять свои песни в каждую программу получил и Барлоу. Лу сочиняет по две вещи на альбом, чего раньше практически не наблюдалось; на лучший номер релиза его треки не претендуют, скорее разбавляют маскисовы вирши. Вероятно поэтому в трек-листе они располагаются в разных местах – один трек в первой части диска, другой в заключительной (предпоследний или последний). Композиции Барлоу легко узнать не только по вокалу, но и по отчетливо слышимой, чаще ведущей, партии бас-гитары. Пока сонграйтерский талант Лу в новом Dinosaur Jr. удачнее всего раскрылся на Beyond, Farm ничего не потерял бы, лишившись Imagination Blind, а I Bet On Sky и Give A Glimpse Of What Yer Not – обеих песен (Ricochet обоснованно засунули на би-сайд).

Продолжая пробежку по структуре альбомов, замечу, что Dinosaur Jr. не меняют традицию помещать самый хитовый номер первым, а к середине припасают второй хитец (It’s Me в 2007 и Over It в 2009, в 2012, увы, единственный Don’t Pretend You Didn’t Know). Хиты коллектива всегда делились на просто запоминающиеся треки (например, The Wagon) и стопудовые боевики всего инди-рока (например, Freak Scene). И в этом случае вспоминается Beyond с Almost Ready, которая так и просится на различные компиляции и кавер версии один-в-один. Хит-конвейер выключили на Give A Glimpse Of What Yer Not – шлягером назовешь разве что медляк Mirror.

На концертах мужчины играют старый материал также шустро, как в молодости, а вот новые вещи предпочитают делать в замедленном, от части пенсионном, темпе. Самым медленным из реюнионных является альбом Farm, который, тем не менее отсвечивает наклейкой «Выбор M’opiniona!!!». В 2009 г. Dinosaur Jr. выпустили целостный и очень лиричный альбом, наконец-то без акустической гитары и с большим количеством нойза низких частот (нечастый гость даже в первый период творчества). Маскис играет в моей любимой манере: используя наложение нескольких партий, не растягивает соло на полвещи, а весь трек выдает свои трели, фактически вместо аккордов ритма. Приходит в форму и Мерф, щедро рассыпающий фирменные динозавровские сбивки, которых было так мало на предыдущем диске. Farm конечно затянут, и содержание альбома следовало перебрать, сразу включив в трек-лист душевные кавера с бонус-диска.

Два обрамляющих Farm альбома 2000-х сделаны по принципу разностилевого сборника, что само по себе весьма характерно для «динозавров». Если Beyond повезло с треками взятыми по отдельности, то I Bet On Sky вышел слабее по материалу. И вновь странное распределение песен: на бонусах и синглах оказались хитовая по припеву Now The Fall и выбивающаяся из всего творчества жесткая, танцевальная версия почти народной Black Betty. После релиза Give A Glimpse Of What Yer Not мелодический капитал I Bet On Sky подрос на добрый десяток пунктов. Альбом-2016 получился ординарным, словно пришедшим из 1990-х периода Where You Been. Откровенной акустики на новинке конечно нет, но шикарный нойз-роковый Dinosaur Jr. обошел диск стороной, намекая на возвращение в финале Knocked Around. Вновь интересненькое отложено на синглы, бонусы: среднетемповый стандарт Two Things пригодилась бы альбому, равно как и новый вариант боевого номера Лу Center Of The Universe, который играли на концертах еще в 1987.

В программе живых выступлений Dinosaur Jr. песни из реюнионного периода активности не доминируют над старым, добавляются ненавязчиво, исполняются год-другой и уступают место вещам со свежего релиза. Полностью новые диски музыканты не играют, предпочитают использовать 50-80 %. Костяк сет-листов упорно крутится вокруг материала из 80-х, из первых трех альбомов в 2005–2011 гг. живьем исполнены все вещи, кроме Cats In A Bowl; Pointless и Poledo сыграли по разу в 2005-м.

Bug в 2011 году удостоился серии специальных концертов, где альбом игрался целиком в каноническом виде. Только Don’t обрела новый саунд-дизайн, и вместе с сорвавшим голос Барлоу ее каждый раз кричал приглашенный вокалист из числа фэнов. В честь 25-летия выпуска You’re Living All Over Me в ноябре 2012 вышел концертник 1987-го года Chocomel Daze. 1 декабря в нью-йорском Terminal 5 состоялся праздничный You’re Living All Over Me концерт, где Лу, наконец, вновь исполнил Poledo. В концерте участвовала целая куча приглашенных гостей-приятелей: Ким Гордон, Ли Роналдо (Sonic Youth), Фрэнк Блэк (Pixies), Кевин Дрю (Broken Social Scene), Джонн Петкович (Cobra Verde и Death Of Samantha), Дон Флеминг (Gumball, играл на альбоме Green Mind) как вокалисты; Дейл Кровер (Melvins), Кайл Спенc (Harvey Milk, The Fog, в туре 2013 иногда замещает Мерфа), Dante Ferrando (Iron Cross), Фред Армисен (актер-комик) как барабанщики; Грэхам Клайс (играл с Маскисом в Witch), Джонни Марр (Smiths), Фрэнк Блэк, Курт Вайль на гитарах; Эл Киснерос (Sleep и OM) на басу, Сюзанн Торп (Mercury Rev) на флейте. Версии с гостями не отличаются от динозавровских, кроме абсолютно пиздецовой Don’t с дикими нойзами и безостановочным криком Ким Гордон. Интересно и первое за реюнион исполнение Alone, правда из лайн-апа Dinosaur Jr. на сцене остался только Джей. Композицию удлинили на 4 с половиной минуты за счет нового вступления, отсутствующего в альбомной версии, но фрагментарно присутствующего в сольных версиях Маскиса. Вместе с друзьями Dinosaur Jr. сделали и несколько каверов: Tame (Pixies) и Crucified (Iron Cross) получились сумбурнее оригиналов, T.V. Eye (Stooges) прозвучала танцевальнее оригинала с фирмовыми вставками Джея, а лучшей коллаборацией вечера стала драйвовая версия The Boy With The Thorn In His Side (Smiths).

В 2013 «динозавры» отбомбили обширный тур и выпустили приятный, но нехитовый сингл The Only Other Way. В 2014 концертов отыграли в разы меньше, в очередной раз переиздали наследие 1985–1989 в виде коробочки виниловых синглов Visitors, на пластинках выпустили Without A Sound и Hand It Over, а основным событием стала публикация книги о группе. Тур 2015 завершился серией из 8 концертов в Bowery Ballroom (Нью-Йорк) в честь 30-летия дебютного альбома. Диск Dinosaur играли полностью, включая кроме Pointless и Cats In A Bowl. В действах вновь отрывались вместе с приглашенными, сделали пару вещей с Negative Approach, этнический психодел Raghupate Raghava (aka Sitar, только Джей на ситаре), расширили эксклюзивную часть сет-листов каверами на Fun House (Stooges), In A Free Land (Husker Du), Thorn (My Bloody Valentine), Hey Policeman (Ian Rubbish), Heart of Gold (Neil Young) и Cortez the Killer (Neil Young & Crazy Horse). Во всех этих вещах Джей не поет, чаще играет на барабанах. В 2016 новый виток тура по США и Европе, с повтором в 2017 г. плюс Австралия, Новая Зеландия, Япония.

Удивительно ведет себя команда по отношению к наследию 1990-х. Альбом Green Mind просачивается в концертные программы по крупицам: к Wagon добавили другие вещи только в 2009-м (Puke+Cry и Thumb), в 2012 один раз исполнили одноименную альбому вещь. Where You Been тоже ограничивается тремя вещами: Out There исполняется с 2007-го, Get Me и Start Choppin – с 2009. Незаслуженно забытыми оказались Without A Sound (кроме упоминавшейся Feel The Pain так ничего и не играют) и Hand It Over (вообще по нулям, кроме описанного единственного исполнения Alone), а ведь после выхода этих пластинок 3-4 номера с альбома звучали со сцены. Неужели молодые люди до 30 лет, из которых преимущественно состоит публика в зале на концертных видео, хочет вместо этих песен слышать вещи с дебютника 1985, который скорее присказка чем классика, вкупе с древнейшей Training Ground (еще из творчества Deep Wound)?!! Надеюсь, что если когда-нибудь Dinosaur Jr. доедут до России, то акцент в их сет-листах сместится в пользу 90-х.

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}