ELASTICA

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}  









Рекомендуемая дискография:

  1. 1995 – Elastica
  2. 2000 – The Menace
  3. 1993–2001 – Non Album Comp:
    1. Cleopatra
    2. Keep It On Ice
    3. Pussycat
    4. Suicide
    5. Cos Cos
    6. The Other Side
    7. Operate
    8. Too Old To Die Young
      (Justine Frischmann & British Meat Scene)
    9. I Want You
    10. No Good!
    11. Spastica
    12. Brighton Rock
    13. Unheard Music
    14. In The City
    15. Ba Ba Ba
    16. Gloria
    17. I Wanna Be A King Of Orient-ah
    18. Rockunroll
    19. Bitch Don't Work
    20. 12XU (Heave)
    21. You’re OK
    22. Paranoid
    23. Jam 2
    24. What I Want
    25. Moody
    26. Bush Baby
    27. Car Wash

В отличие от многих дискообзоров Мопиньйона этот текст не претендует на эксклюзивную уникальность, информации про Elastica валом, особенно на английском. Полуофициальный elasticated.org и фанатский stutter.demon.co.uk продолжают функционировать в сети, и изучить их одно удовольствие. Мне просто захотелось собрать воедино подробности событий, за которыми я следил глазами современника, впервые прочитав про синглы Elastica в газете New Hot Rock (№ 4 за 1994).

Два главных сонграйтера будущих Elastica начали свой путь гитаризма в 80-х. Донна Мэттьюз в период 1987–1992 провела один тур с The Darling Buds, данные об общих записях отсутствуют. Джастин Фришманн собрала вместе со своим бойфрендом Бреттом Андерсоном Suede в 1989-м. В октябре-91 ей пришлось уйти, чтобы играть свои песни, которые Андерсон и Батлер не пускали в тираж. Официальных записей с ее участием нет – только концертные выступления, демо и забракованный группой сингл Be My God / Art.

В июне 1992 ДжастИн начала репетиционные импровизы в мужской компании своего нового аманта Деймона Элборна из Blur (на басу) и барабанщика ДжАстина Уэлша (последний в 1990-м 6 недель играл со Suede, а потом закатал альбом со Spitfire). Через три недели бас был уже в руках Анни Холланд, она услышала от друзей о новой банде и прикололась, что там играют ДжастИн и ДжАстин. В сентябре Донна Мэттьюз откликнулась на объявление в Melody Maker «требуется гитарист, влияния: Fall, Stranglers, Wire». Компания для Фришманн подобралась та еще: трудные подростки Уэлш и Мэттьюз в свое время были выперты из школы (Джастин за мат в адрес учителя, Донна за покраску волос в яркие вызывающие цвета); тихоня Анни прошла прослушивание на одолженной у друга бас-гитаре, на коей до этого не играла (да и в нормальной банде не числилась уже года четыре). Ну точно кучка панков!

Музыка, разумеется, получилась соответствующая. Поэтому зачисление Elastica английской музыкальной прессой в брит-поп имеет исключительно тусовочные корни. Все дело в нагрянувшей популярности Blur и повышенном внимании к постели Деймона Элборна. Саму Джастин это бесило, она явно хотела для своей группы имперсонального признания, без тени Blur. C позиции стиля во времена Фришманн брит-попом не были даже Suede, тогда ноги у них росли из Velvet Underground и Smiths, после на синглах 1992 пошел крен в сторону Rolling Stones. Сонграйтерская схема Эластики повторяет как раз не Suede, а The Darling Buds (только гитары стали позлее и вокалы понаглее). Это удивительно, ведь доминирующее авторство принадлежит Джастин, а Донна для The Darling Buds вряд ли что-то сочинила в туре. Если конечно понимать под брит-попом присутствие в чартах и хайп в сми, то тут Elastica окажется в струе. Если же речь идет о музыкальном клонировании Beatles, то пролетаем мимо. Таких брит-поп песен у коллектива от силы две (Indian Song, Nothing Stays The Same).

Над названием пришлось покумекать. Бретт Андерсон предложил Dad, среди других рабочих были Kirby Grip, Spastica и Spastics Society. Когда начались репы на полный состав, они остановились на Vaseline. Фришманн, используя связи Suede и Blur, добилась прослушивания в EMI Publishing. Результатом стала запись первого демо (Line Up, Spastica, Vaseline), группа уложилась в 3 дня. Первый концерт 07.05.93 в Old Trout, Windsor на разогреве Truman’s Water (7 песен за 15 минут) дали уже как Onk. Недели не прошло, как подруга Донны Джейн Оливер подогнала им вывеску Elastica, и уже второй гиг (12.05.93 The White Horse, Hampstead, разогрев Orange Deluxe) был сыгран под постоянным названием. Джейн потом не раз подсобит команде, например, поможет Донне написать Annie – песню про поездки в Брайтон к басистке Анни Холланд.

В марте и июне 1993 г. Elastica записали еще несколько демок. Пленки пошли по рукам муз журналистов и представителей рекорд-индустрии. При всеобщем положительном восприятии записей Elastica получили несколько предложений от крупных лейблов, но подписались на новый маленький инди Deceptive Records. Среди создателей оного был Стив Ламак из BBC Radio 1 (зажатый у двери Стив заценил банду 19.06.93 на концерте в лондонском Camden Falcon). Вместо контракта в пабе Good Mixer заключили джентльменское соглашение на выпуск пары синглов, а вопрос денег вообще не обсуждался.

Практически все выступления Elastica в 1993 году проходили на разогреве (исключением стало лондонское действо от 16 августа в Powerhaus, Islington, когда команду саму грели Summerhill). Гастрольные вылазки за рамки Англии не выходили и не превышали 7 концертов за поездку (музыканты покатались с Kinky Machine, Kingmaker и Pulp; Blur, вопреки устоявшемуся мнению, разогревали всего 1 раз). В записанном виде для широкой аудитории Elastica дебютировала 18 сентября 1993 в эфире программы Джона Пила на радио BBC (сессия записана месяцем ранее). Группа сыграла 6 забойных коротких номеров (Line Up, Vaseline, Brighton Rock, Rock ’n’ Roll, Spastica, Annie), верных панк-заветам Ramones с гитарными подтяжками в духе Pixies. Ни одна из них на первый сингл не попала.

Вышедшая в ноябре 1993 двухпесенная семидюймовка скорее ставит слушателя в тупик – безоговорочный сырой хит Stutter на А стороне и слишком медленный и абстрактный для панк-рока би-сайд Pussycat. Любой другой трек из Peel Session и демо сессий составил бы для Stutter подходящую пару. Даже если Deceptive хотели показать потенциальную возможность группы к созданию более сложных песен, стоило выбрать, например, Rock ’n’ Roll. Сами музыканты спорили по поводу заглавного трека: Фришманн грозилась уйти, если первым выйдет Stutter, но Уэлш отстоял композицию. Как бы то ни было, первое издание сингла в 3 тысячи экземпляров разлетелось за день, хотя в чарты он не попал. Фишку «я ща нах свалю из группы» в Elastica любили с первых дней. По замечанию Джастин, Донна грозилась их покинуть чуть ли не каждые две недели, начиная с 1992-го. В ноябре-1993 была обнародована еще одна вещь – S.O.F.T. вошла в восьмой сборник журнала Volume, этой композицией Эластика начали осваивать модный тогда гранж.

Не знаю, кто придумал фишку про 1 концерт за 1994 год, но вот проверить по оф сайту прежде копирования многие не догадались. С гастрольной деятельностью у Elastica было все в порядке. В январе 1994 с Line Up они попали в телеэфир, а в феврале совершили очередной мини-тур по Англии, результатом которого стало знакомство с рекрутерами из Geffen Records (подписаны в мае). Первыми закордонными концертами стали выступления во Франции в марте и мае, июль отметился фестивалями в Швеции, Норвегии и Дании, октябрь – британским туром.

Elastica продолжила писать новый материал, появляться в студиях BBC (Evening Session для Ламака в марте, две John Peel Session в июне и декабре), а Deceptive продолжили издание синглов. В тираж шла и панкуха 1992–1993 (сингловая версия Line Up взята из самого первого демо Vaseline), и свежие гранженутые творения, как See That Animal и Waking Up. Визитной карточкой стала композиция Connection: бабл гам ритм с крутым пуляющим басом, самый интересный по партиям трек того периода. Три предальбомных сингла 1994–1995 вытащили команду в чарты.

Будь Elastica обычной начинающей сингловой группой с сотней слушателей, вопрос мелодических пересечений мог бы и не всплыть. Но присутствие в хит-парадах, признание лучшей новой группой читателями New Musical Express, внимание таблоидов к паре Фришманн – Элборн равное вниманию к королевской семье сулило теневой эффект. Все A-sides синглов получили обвинение в плагиате – от рецензий критиков до судебных исков. Эластичные признали, что увлеклись цитированием, и долгих разбирательств не последовало. Stranglers были вписаны в авторы Waking Up, где от Elastica только мелодия вокала в припеве, на концертах Джастин будет часто ссылаться на Stranglers, представляя эту вещь.

Про иск от издателей Wire данные разнятся («не получили ничего», «сумма выплат не оглашалась»), в авторы их не внесли, а стоило бы. Начало Connection явно слизано с Three Girl Rhumba, однако дальше вещь получает интересные добавления баса и клавиш, которые и делают ее привлекательной. Основной рифф в Line Up цитирует припев I Am The Fly завуалировано, но конкретно. Уже вне суда слушатели вели речь еще об одном пересечении с Wire – Being Sucked In Again в 2:1 (слегка в гитаре и ритме), а также о Taking Care Of Business группы Bachman Turner Overdrive в See That Animal (эпизодические по гитаре), Girls And Boys группы Blur в Line Up (чутка в партиях баса), мотиве рождественской Ding-Dong Merrily On High в Gloria (играет басуха, но звучит как панк-стеб). Пересечений между Sunday Girl от Blondie и Vaseline, Let’s Go от Cars и Connection я не заметил. Для многих британских современников Elastica так и осталась раздражающей своим успехом бандой, обдирающей другие банды.

А успех вышел некислый. 13 марта 1995 года появилась дебютная LP и уместилась на вершине британского топа, обойдя Annie Lennox и переплюнув рекорд продаж альбомов-первенцев, установленный Oasis. Еще 10 лет бриты так не сметали с полок первые альбомы как диск «Elastica» в 1995-м! Руководство Deceptive вырубило по этому поводу факс на день, ведь лейбл тогда располагал факсом, шкафом, двумя телефонами и одним стулом. Одноименным релиз получился не вследствие традиции, а в результате затянувшихся соревнований по брендингу. Melody Maker провел конкурс на лучший вариант названия, но все предложения слушателей музыканты отмели. Сами они хотели Eponymous, потом строчку из Line-Up «keys, money and fags», но тут подключились Geffen Records, мол, это у вас на островах fag означает «трудягу» и в худшем случае «шестерку», а у нас в штатах так ругают гомосеков. Политкорректный вариант s/t всех устроил.

Джастин и Деймон пустили слух, что Элборн выступил основным автором альбома, позже заявление признали шуткой. Лидер Blur под псевдонимом Dan Abnormal ограничился скромной ролью клавишника в Indian Song, Car Song и Waking Up, других сессионщиков в записи не наблюдалось. Вот вне-Эластичные тексты встречаются. Кроме Annie, это See That Animal (вошла только в US релиз, лирика написана Бреттом Андерсоном из Suede) и Blue (Донна составила текст песни из цитат британской прессы). До выхода пластинки на синглах, сборниках и радио сессиях не засветились только All-nighter, Indian Song и Smile. Неудивительно, ведь альбом был практически завершен в августе-94.

«Elastica» – это полный сока хит-альбом, слушающийся на одном вздохе. Команда продемонстрировала чутье к написанию шлягеров в разных стилях без зацикливания на панк-роке. Диск дает отличное представление об околопанковской музыке первой половины 1990-х. Скорострельные номера 1992–1993 перемешаны с гранж треками, мелодическая вкуснятина Pixies соседствует с новым поп-роком, за который плотно возьмутся Garbage (Hold Me Now, Never Here). Самой интересной по форме получилась 2:1, шаг вперед в индепенденте той поры. Elastica вписались везде: и в традиционный панк без калифорнийских причуд, и в уходящий гранж, и в обойму так востребованных тогда, преимущественно женских, групп от инди-поп див (Belly, Echobelly, Lush) до hate rock барышень (L7, Hole, Babes In Toyland). Кто же не хочет услышать такое у себя на лужайке?! Вот и поехали Elastica в свой затяжной тур.

Альбомец-то одновременно вышел в Британии и США (где потом стал «золотым»), поэтому покататься пришлось прилично. Февраль-март 1995 – Канада и США, март- апрель – Великобритания, апрель-май – Европа, июнь-июль – США и Канада, июль – Япония и Британия, включая фестиваль Гластонберри. Потом Эластику снова позвали в Штаты спасать фест Лоллапалуза, оставшийся без Шинед О’Коннор. Отыграв несколько шоу, они метнулись в Ирландию на пару выступлений, и тут Анни Холланд не выдержала. Она ушла из команды после Feile Festival 06.08.95. Анни реально задолбалась турить несколько месяцев кряду, скучала по Брайтону и друзьям, ненавидела частые фотосессии и интервью, схлестнулась с Донной по поводу будущего Elastica, да и вообще травмировала мышцы из-за постоянного чеса на басухе (Repetitive Strain Injury).

Уже через 3 дня после ухода Холланд Лоллапалуза тур продолжился с басисткой Эбби Трэвис, которая одновременно фестивалила с Elastica и Beck. Долгожданная пауза выдалась через две недели. Отдохнув месяцок-другой, в октябре-95 Elastica с Эбби начали очередное американское турне, предварительно усилившись клавишником Antony Genn. После США была Испания, а в январе 1996 команда уже рубила в Новой Зеландии и Австралии. В феврале они вернулись домой как трио (сессионщики брались концертов ради) и потихоньку прибавляли в лайн апе.

В марте Фришманн позвала в Эластику постоянного клавишника Дейвида Буша, записавшего несколько альбомов с самими Fall. Джастин просто зафанатела от клавишной работы на дисочке Code Selfish и нашла исполнителя партий. С Бушем сразу начали кропать демки-черновики, но на поиски постоянного басиста ушло почти полгода. Была прослушана толпа желающих, но все казались чересчур профессиональными, со слэпом и прочими наворотами. И вот на концерте Rage Against The Machine в туалете Донна Мэттьюз пересеклась с сестрой-близнецом некой Шейлы Чипперфилд, которая страсть как хотела играть в Elastica, но боялась прослушивания. Донна позвонила Шейле, пригласила ее в гости, присмотрелась и привела в команду.

В июле-августе обновленный состав записал BBC Evening Session и дал несколько концертов, но после выступления на V96 18.08.96 группе пришлось на три года уйти со сцены. Отношения между Донной и Джастин стали напряженными. Если в 1992-м Мэттьюз смотрела на Фришманн как на учителя, то в 1996-м крутизна перла из обеих. Донна уже год носила звание «богини рок-н-ролла» от журнала Rolling Stone и вела себя под стать регалиям. Могла, например, вылезти голой из окна отеля по пожарной лестнице и войти в окно чужого номера. От Elastica все ждали второго альбома, но во время длительного тура команда разучилась сочинять быстро. Для борьбы с композиторским ступором решили воздержаться от концертов и сосредоточиться на записи. В ноябре 1996 банда записала 8 треков, но работу до конца не довели, даже названия номеров не обнародовали. В декабре на сборнике Volume 17 вышла Love Like Ours. Администраторы elasticated.org уверены, что с Шейлой репетировали около 17 композиций, часть из которых забросили без студийной записи, приводятся названия некоторых демо 2 Come Over, Are You Sure, The Batman Song, Moving Slow, Poly Pam, Running Round. Больше эта информация нигде не подтверждена, поэтому данных позиций нет в списке раритетов.

Существенная часть мирового фэн-клуба банды считает этот период вершиной их творческих похождений. Что ж попробуем прикинуть, каким мог бы быть LP № 2 от Elastica на конец 1996 года. В трек-лист имели шансы войти 4 вещи из Evening Session (I Want You, The Other Side, ранние версии Human и A Love Like Ours); Image Change с Menace (как раз записана в ноябре-96); две вещи с Шейлой (предположительно ноябрьские), засветившиеся на саундтреках: In The City (фильм Nowhere, релиз март 1997) и Unheard Music вместе со Стивеном Малкмусом из Pavement (фильм Suburbia, релиз февраль 1997); песни из концертной программы 1995–1996 Paranoid и Keep It On Ice; исполнявшаяся на концерте в августе 1996 новая композиция Welcome To LA (ранний вариант How He Wrote Elastica Man с текстом и вокалом Фришманн). Из этого вырисовывается качевый альбом, не такой панково шустрый как дебютный, но с высоким процентом хитов (Human, Unheard Music, The Other Side). Панкотня In The City и Paranoid как раз выбивается из общей привязки к среднему темпу. Остальные вещи строятся вокруг холодного стержня басухи, гитарных подтяжек и активного использования клавиш. Из вещей, вошедших в Menace, Welcome To LA и Love Like Ours существенных изменений не претерпели, Image Change выделяется наличием атмосферы саунда, которой нет на других треках 1996-го, а вот Human станет кастрированной – классную клавишную партию баса, заимствованную из трека «Lowdown» Wire, уведут на задний план. Тем не менее, альбом в этом виде выступил бы качественным, но эволюционным продолжением, а Menace сорвет крышу революции.

Следующие два года предстают в хаотическом смешении – события кажутся растянутыми во времени, фактология фокусируется вокруг августа 1998 г. После посещения выступления New Order на фестивале Ридинг Донна и Джастин решили нагнать мути в свою музыку, замедлиться и добавить эмбиента. Потом они зависли в перепродюсировании, неделями выбирая звук гитары, тратя по 800 фунтов в день на аренду студии. Причем на запись девушки приходили в разные дни, т.к. решили, что вместе музыку больше не делают. Работе основных сонграйтеров Elastica также мешал героин. По воспоминаниям Джастин, «когда ты торчишь, у тебя много идей, но нет сил довести хоть одну до конца». Потом на концерте Blur к Фришманн подошла Анни Холланд и выразила желание вернуться в коллектив, что и осуществилось в январе-98. Мэттьюз расставание с Шейлой не понравилось, ситуация вяло нагнеталась, и в августе 1998-го Донна объявила о своем уходе из Elastica (из-за урегулирования вопросов копирайта официально, по бумагам, это состоялось в апреле 1999). В тот уикенд Джастин покинула не только Донна, закончились ее отношения с Деймоном Элборном. Вроде бы все сходится, если бы не даты. Донна и Деймон ушли в одни выходные, везде значится конец 1997-го или август-98, но выступление New Order на фестивале Ридинг состоялось 30.08.98 – до этого команды 5 лет просто не существовало. (New Order конечно играли на Ридинге и в 1993-м, но что-то слишком рано для эмбиентного воздействия на эластичных барышень, прорвалось бы еще на дебютнике).

Для многих Elastica так и не смогла преодолеть уход Мэттьюз, ознаменовавший конец хитрайтерского потенциала, мол, Джастин продолжила играть и дорабатывать ее песни, т.к. сама ничего написать не в силах. После Донны и Деймонда Фришманн действительно была не в лучшем состоянии духа, ее друг Лоз Харди из группы Kingmaker переехал к ней в квартиру и заставил продолжать сочинение новых треков. Они трудились в подвальной студии Джастин, композиции получались медленные и эмбиентные и для Elastica не предназначались (даже Фришманн считала, что группа распалась окончательно). Результаты данной арт-терапии возникнут на релизах 1999–2000 гг. (My Sex, Miami Nice, Bush Baby).

Осенью 1998 года Elastica получила новую путевку в жизнь в лице ведущего гитар-плеера. Заценив выступление группы Linoleum, Джастин пообщалась с их гитаристом Полом Джонсом. Выяснилось, что на данный момент они оба сидят на пластинке «Faust IV» и творчестве Cornelius, а по жизни любят Pavement и Fall. «Приходи-ка ты в студию», – заманила Фришманн. В студии Пола ждал звукорежиссер и пара начальных тактов кавера на «Da Da Da» Trio, парень подыграл, лидер Elastica одобрила. Репетиции начались через полтора месяца. По воспоминаниям Пола, доработка черновиков 1996–1998 угнетала Джастин плохими воспоминаниями, куда проще было сочинять новые вещи. Первым продуктом совместного авторства Фришманн/Джонс стала Generator. (Помимо официальной версии событий из уст Фришманн, существует и теневая фанатская, она гласит: авторами Da Da Da и Generator были Донна и Шейла, а написаны эти песни в 1997-м). Синдром перепродьюса все еще не покинул Джастин, на запись минуты звучания уходило по 20 дублей.

В апреле 1999 Elastica пополнила ряды новой девчонкой Шерон Мью из группы Heave, она стала вторым клавишником (нашлись через общих знакомых Фришманн). Таким образом завершилось комплектование последнего состава группы. Менеджмент пытался воспротивиться, но Джастин дала согласие на участие Эластики в фестивале Ридинг. Перед таким крупным фестом требовалось размяться и попробовать студийный лайн ап живьем. Команда начала с Evening Session для Стива Ламака дала два «секретных», сильно не анонсируемых концерта в Шотландии, сыграли 2 раза в Англии. В сет-листах появляется кавер на «12XU» Wire, который Мью делала еще со своей бандой Heave. Чтобы напомнить о себе слушателям, так долго ожидающим релизов, за несколько дней до Ридинга в августе-99 выпустили Six Track EP. Выбранный формат говорил о прекращении заигрываний с коммерческим успехом – ипиха не могла войти в альбомные и сингловые чарты. Мегапродажи музыкантам надоели, им хватило бы и тиража в 10 тысяч экземпляров.

Six Track стал отчетом о деятельности группы после 1995. В диск вошла домашняя демка Донны Nothing Stays The Same и репетиционная запись песни Operate с ее участием (обе предположительно 1996), инструменталка Miami Nice от Фришманн и Лоза Харди из 1998-го, три вещи текущего состава Elastica, в двух из которых поет Марк Смит. Джастин конечно прифигела, когда увидела лидера своих кумиров Fall так близко и даже боялась зайти в комнату. Коллаборация вышла случайно. Дейв Буш забежал в паб рядом со студией промочить горло, там откисал Марк, Дейв пригласил его посмотреть запись Elastica. В студии Смит оказался непрочь сделать что-то вместе, группа заиграла вещь без окончательно сформированного текста, а Марк начал скандировать название ансамбля. Так Welcome To LA стала How He Wrote Elastica Man.

EP-99 я нашел уже после выхода Menace, поэтому могу только гипотетически представить ее влияние на слушателей. Сборник раритетов таким и получился – по демо-качеству записей и по внезапной смене стилей в первых четырех треках. Operate и Generator еще стоят в тени баблоносного дебютника, остальное звучит как несколько разных банд. Марк Смит помогает переодеть Elastica, особенно своей ленивой манерой подачи текста в изначальной версии KB. Обилие баллад и замедленные черновики во второй части диска вызвали страх у фэнов – неужели это все, на что группа способна?! За четыре-то года?! Зато Донна Мэттьюз прислала бывшим коллегам одобряющее письмо, хороший, мол, вышел релиз.

Основной посыл ипишки – есть новые песни, приходите-зацените – оказался адресован только публике Ридинга. После фестиваля Elastica не играли других концертов, а сочинили Mad Dog и Your Arse My Place для ноябрьской Пил сессии (в эфир вышла аж в марте 2000-го). Из выделенных на запись альбома средств осталось 10 тыс фунтов, и Джастин решила быстренько перезаписать весь материал. Работая по 12 часов в сутки по схеме «олд скул панк» (пришли в студию, выучили вещь, записали), музыканты уложились в 6 недель. За образец взяли концертное звучание нового состава, после Ридинга команда усекла, что на сцене выдает драйва с лихвой и повторила тоже самое в студии, практически не используя наложение партий.

Из старых сессий оставили гитарновокальные дубли Донны в How He Wrote Elastica Man, Image Change с Донной и Шейлой (ноябрь 1996, по другим данным – осень 1997), клавиши Деймона Элборна в Da Da Da (фигурирует как Norman Balda) и басок некоего M. Box в My Sex (скорее всего это Лоз Харди, который, в свое время, от официального участия в Elastica даже под псевдонимом отказался; по другой версии – это исполняет машина). Не смотря на завершенную в октябре запись, лейбл Geffen разорвал отношения с Elastica в ноябре 1999, но оставались Deceptive Records. Пластинку хотели предварить синглом Da Da Da (лейбл) или Mad Dog (музыканты), в результате The Menace вышла 3 апреля 2000 г. без предшествующих релизов. Сингл Mad Dog последовал в июне.

Не обошлось без цитирования, но обошлось без судов. Wire поставили соавторами в Human, а пересечение их вещи Used To с эластичной Image Change и припев Nothing Stays The Same, слизанный с «Kidney Bingos», отметили только бдительные фэны. Все три песни написаны Донной Мэттьюз, в ее четвертом творении Love Like Ours цитат из Wire и других банд не обнаружено. Также обсуждалось использование в Your Arse My Place риффа из трека «It Doesn’t Matter» Adam and The Ants, рифф больше похож на клише, Адама Энта в соавторы не вписали. Текстуально от Menace ожидали ответа на альбом Blur «13», лирики про отношения с Элборном, но Джастин ограничилась лишь The Way I Like It.

Отказавшись от принципа хит на хите, группа доказала, что подъем на несколько лестничных пролетов может занять годы, но стоит ожидания. «Elastica» был шикарным диском, «Menace» стал диском великим. Перфекционистский перепродьюс оправдывается с лихвой – на альбоме потрясающий саунд гаражного рвения в атмосферу любовного шепота утреннего пробуждения. Из добротной жанровой песенной команды Elastica переходит в ранг межстилевых селекционеров, обрамляющих звук контурами цельного релиза. Все гитарные черновики шеститрековой ипихи получают инъекцию драйва, а баллады снабжаются увесистым гулом. Перепев сдвинутые по темпу KB и Generator, Джастин подтверждает родственность их боевого статуса локомотивам Mad Dog God Dam, Your Arse My Place и How He Wrote Elastica Man. Электроника не ограничивается клавишами в гитарном реве и забирает под себя часть программы (Image Change, KB, My Sex), тем самым Elastica вписывают себя в актуальный для конца 90-х контекст сращивания рок-музыки с наследием рейв-культуры. The Way I Like It и та же самая KB, как когда-то 2:1, подсказывают инди-миру, куда можно развиваться. В 2000 г. Menace, правда, напрашивался на перекройку трек-листа – уж больно лихо чередовались панк и эмбиент вещи, но с годами угловатая последовательность композиций прочно вошла в набор красот пластинки.

Эклектика второго альбома тотальному восторгу не способствовала: часть фэнов заклеймила диск нудятиной, критики вторили о вяловатом характере экспериментов. Elastica же знай давала концерты, на одном из них (13.04.2000, London Forum) в зале была замечена Донна, Фришманн вызвала ее на сцену для совместного исполнения Connection, но не более. Тремя днями ранее на действе в Wolverhampton Джастин практически реализовала свою мечту играть в Fall – Марк Смит спел с Эластикой живьем, причем не только две записанные с ним вещи, но и Vaseline. Тур Menace проходил преимущественно в Британии плюс выездные фестивали во Франции, Португалии, Испании и Японии. Электронные номера как My Sex исполнялись в неальбомном виде с добавлением шумящих гитар. Временами для концертного исполнения новинки Suicide и кавера на Moody к ним присоединялся друг Джастина перкуссионист Пабло Кук из Joe Strummer and the Mescaleros. Новые вещи команда писала в перерывах между концертами, в интервью звучали планы на третий альбом, для записи которого была построена своя студия.

После Японии Джастин слегка накрыло, она больше не хотела играть свои вещи, а делать только кавера, например, Roadrunner или сет из композиций Wire. Остальным удалось ее уговорить продолжить тур без выпендрежа и играть в том числе новые песни Bitch Don’t Work, No Good. На одном из фестивалей в августе Фришманн подбила команду позлить публику и уйти сразу после исполнения первого трека, музыканты согласились уйти лишь на некоторое время, а потом вернулись и доиграли сет-лист. 26 августа в Ридинге Джастин сорвала голос, и намеченный на следующий день Лидс пришлось отменить практически перед выходом на сцену.

В августе-2000 состоялся американский релиз The Menace на Atlantic Records. Две недели сентября и одну октябрьскую Elastica провели в туре по США. На разогреве выступали Peaches and Gonzales, по сравнению с Пичез Джастин сама себе показалась устаревшей (и музыка, и командный подход) и решила зачехлять. Последним живым выступлением Эластики стал концерт в Бостоне 7 октября 2000 г. По возвращении в Великобританию Фришманн начала посещать собрания Анонимных наркоманов вместе с Донной Мэттьюз, анонсировала участие в туре Stephen Malkmus & The Jicks на 2001 год (тур прошел без нее). Разговоры о работе над третьим альбомом затихли.

2001 год начался безрадостно, в феврале закрылись Deceptive Records. Elastica не давала информационных поводов, Пол поигрывал с The Warm Jets, Джастин Уэлш откатал лето в составе Janus Stark. В августе-2001 появились новости о грядущем издании всех записей Elastica для эфиров Джона Пила и Стива Ламака. 3 октября 2001 года Джастин Фришманн опубликовала официальное заявление о роспуске Elastica по своей инициативе. К этому времени коллектив уже успел записать прощальный сингл Bitch Don’t Work / No Good, соавтором обоих песен указан Лоз Харди. Клавишник Дейв Буш в записи не участвовал, т.к. не взлюбил материал и сосредоточился на своих техно треках. Финальный дисок выдержан в русле боевиков с Menace и вышел на лейбле Wichita 26.11.2001. Предпоследним релизом стала выборочная компиляция Radio One Sessions Эластики, изданная Strange Fruit 29 октября. В рекомендуемую дискографию включена также попытка Джастин «сделать что-то в новом внегрупповом формате» – ее коллаборация с членами Primal Scream, записанная до заявления о распаде и изданная как British Meat Scene. Этот трек «Too Old To Die Young» построен по схеме Mad Dog Goddam и How He Wrote Elastica Man.

Среди постэластичных проектов (коих было немало) максимальное число бывших участников группы вместил The Hi Fi. Свежая семейная пара Уэлша и Мью уже в конце 2001 г. засела в построенную для Elastica студию и привлекла к процессу Холланд и Джонса, но до релизов дело не дошло. Результат долго хранили от сети, и только в 2014-м Джастин запилил один трек-2002, хрустящую клавишную инструменталку Our Fire с минимумом гитары.

    Elastica Rare, Non Album Tracks

    12XU
    All For Gloria
    Ba Ba Ba
    Big Momma Thing
    Bitch Don't Work
    Black Dogs
    Brighton Rock
    Bush Baby
    Car Wash
    Cleochristmas
    Cleopatra
    Cos Cos
    Faking
    Father Christmas
    (Four) Wheeling
    Fucking Up
    Fuck The Pain Away
    Gloria
    In The City
    I Wanna Be A King Of Orient-ah
    I Want You
    Jam 2
    Keep It On Ice
    Moody
    No Good!
    Operate
    Pain
    Paranoid
    Psycho-killah
    Pussycat
    Rockunroll
    Situation
    Spastica
    Suicide
    The Other Side
    Too Old To Die Young
    Unheard Music
    Welcome To LA
    What I Want
    Work So Hard
    You
    You’re OK

В список не включены названия якобы существующих демо с Шейлой 1996–1998 (2 come over, Are You Sure, The Batman Song, Moving Slow, Poly Pam, Running Round)

12XU – кавер Wire, вошла в концертные листы с 1999-го. Поет Мью, но версия Elastica по драйву сильно проигрывает версии группы Heave, где также ее поет Мью. Рекомендуется в версии Heave

Ba Ba Ba = Bar Bar Bar – записан во время второй John Peel Session 14.06.1994 – качевый номер в поре первого альбома

Big Momma Thing – кавер песни «Big Momma Thang» Lil Kim, исполнялась во время тура 2000 – в оригинале r’n’b, у Elastica читка текста под минимум гитары и барабанов, больше похоже на экспромт, чем на отрепетированный кавер

Bitch Don't Work – Bitch Don't Work (single, 2001) – номер в духе боевиков со второго альбома

Black Dogs = Cleopatra

Brighton Rock – первая версия записана еще в Peel Session 1993, официально песня издана на Walking Up (single, 1995) – среднетемповый танцевальный трек в поре дебютного альбома

Bush Baby – Mad Dog (single, 2000), трек периода 1998, сочиненный Джастин и Лозом Харди не для Elastica – неспешная lo-fi инструменталка с губной гармошкой

Car Wash – демо Донны и Джастин, издана на Walking Up (single, 1995) – затянутая гаражная песня не в стиле Elastica

Cleopatra – кавер Adam & The Ants, издана отдельным диском как дополнение к альбому «Elastica» – замедленный гитарный нью вейв, близок к оригиналу

Cos Cos – демо запись от 19.06.1993 – трек по схеме Line Up

Faking – демо Донны неизвестно какого года вошла бонусом к японскому изданию The Menace – невразумительная песня под акустическую гитару

Father Christmas = Cleochristmas – версия трека Cleopatra с другим текстом, записана во время John Peel Session 06.12.1994

(Four) Wheeling – 1994 рабочее название Car Song

Fucking Up – ошибка в концертном исполнении Waking Up

Fuck The Pain Away – кавер Peaches, исполнялась во время тура 2000 – не слышал

Gloria = All For Gloria – записан во время John Peel Session 06.12.1994, издан на Walking Up (single, 1995) – среднетемповый номер в поре первого альбома

In The City – первая версия записана во время BBC Radio 1 Evening Session 16.03.1994, вторая предположительно записана с Шейлой в ноябре 1996, вторая версия вошла в саундтрек к фильму Nowhere (март 1997) – шустрый панк-боевик в русле ранних треков 1992–1993

I Wanna Be A King Of Orient-ah – записан во время John Peel Session 06.12.1994 – трек по схеме Line Up

I Want You – сочинен во время тура 1995, записан летом 1996 во время BBC Radio 1 Evening Session – холодный, приближенный к пост-панку сильный номер времен незавершенного альбома 1996

Jam 2 – записан во время концерта в Токио 1995 – короткая среднетемповая инструменталка

Keep It On Ice – сочинена во время тура 1995, существует в концертной записи – вещица с прыгающим басом в духе дебютного альбома

Moody – кавер ESG, исполнялась во время тура 2000 – проработка стиля диско-панк, близко к оригиналу, но разнообразнее

No Good! – Bitch Don't Work (single, 2001) – среднетемповая Elastica 90-х

Operate – вопреки информации на официальном сайте, существует в двух версиях. Operate (live) вышла на 6 Track EP (1999), записана еще с Донной, примерно в 1996 г., это репетиция, снятая одним микрофоном, вокала почти не слышно, скомканный звук. Рекомендуемая Operate (studio) записана последним составом в 1999 г. во время Evening Session BBC Radio 1 – вещица с прыгающим басом в духе дебютного альбома

Pain = Brighton Rock

Paranoid – играли живьем в 1995–1996 – короткий туповатый панк-тречок

Psycho-killah – кавер песни «Psycho Killer» Talking Heads, исполнялась во время тура 2000 – не слышал

Pussycat – Stutter (single, 1993) – медленноватый трек с проработкой идей дебютного альбома

Rockunroll = Rock & Roll is Dead – существует в двух версиях записанных для BBC 1993 и 1995, выходила на синглах 1994 Line Up и Connection – фирмовая ранняя Elastica с гитарными подтяжками

Situation = Spastica

Spastica – первая версия записана еще под названием Vaseline в 1992, официально песня издана на Connection (single, 1994) – классический панк

Suicide – Mad Dog (single, 2000) – экспериментальный трекан с ведущим басом и электроникой в духе альбома Menace

The Other Side – записан летом 1996 во время BBC Radio 1 Evening Session – среднетемповый гранж номер

Too Old to Die Young – The Mike Bassett England Manager (soundtrack, 2001), коллаборация Justine Frischmann и музыкантов Primal Scream (значатся как British Meat Scene) – трек построен по схеме Mad Dog Goddam и How He Wrote Elastica Man.

Unheard Music – кавер Х, коллаборация Elastica и Stephen Malkmus из Pavement, записана с Шейлой предположительно в ноябре 1996, вышла на саундтреке к фильму Suburbia в феврале 1997 – в оригинале классически роковая и лиричная, Эластика и Малкмус сделали из нее инди хит

Welcome To LA – ранняя версия 1996-го How He Wrote Elastica Man с вокалом и лирикой Джастин, в концертных сет-листах 2000-го значится как LA

What I Want = You – исполнялась на концертах 1995, существует в записи плохого качества – слабая песня в поре первого альбома

Work So Hard = Ba Ba Ba

You’re OK – вошла бонусом к японскому изданию The Menace – номер в духе боевиков со второго альбома

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}