Дискография:


1992-1993 Весна
1992-1993 Кто бы мог подумать
1994 Drang Nach Uberal
1994 Володя, Чабан и другие
1994 (mini) Песни с баяном
1993-1994 Unreleased
1995 Raum und Zeit
1992-1997 (box-set) Lives & Gigs

THE ГРАБЛИ
__________________________________________

     Школ в нашем городе до фига, а толку... Ну, самим можно догадаться. Да и в чем смысл существования всех остальных десятков школьных учебных заведений, если ни одно из них не сравнится со школой № 3, где прошли одни из самых ярких концертов начала 90-х и где учились (а еще репетировали и записывались) сами "The Грабли". Все даже началось с апофеоза.
     В 1990 году все школьные любители рока встретились внутри группы "Райские острова". Распределение обязанностей произошло при переноске аппарата в репетиционную коморку: кто что взял, тот на том потом и играл. Не стоит быть нобелевским лауреатом, чтобы врубиться, что Андрей Власов тащил бас-гитару, Алексей Немченко - гитару, а Женя Сергеев - микрофонную стойку. Для переноски барабанов с урока специально был вызван крепыш Вадим Зубков, который обманом втесался в доверие, заявив, что уже просидел за ударной установкой 3 года (коллеги сразу усомнились, были ли при этом в руках у него палочки). А потом Женя привел за руку Малыша, своего соседа-вундеркинда, который в 11 лет так играл на гитаре и клавишах, что и старшим товарищам сумел преподать несколько многолетних уроков. Не раз про него позже скажут: "Человек без детства", "Мальчик, который был меньше всех, а потом всех перерос". Это музыкальное чудо именовалось Антон Серебренников.
     Не успели начать с рок-н-роллов, каверов Beatles и Animals, как комсомольский актив школы выволок их на сцену актового зала. Популярность сразу свалилась на неокрепшие школьные плечи: автографы, мировая известность в рамках микрорайона и интервью чуть ли не в первом номере "Сейшена". В 1991 году ребята вошли в ряды свежесозданной Музыкальной Ассоциации, что коренным образом изменило их дальнейшую судьбу. Язвительным пинком под зад сельскому укладу жизни курян стала новое название - "The Грабли", под которым группа показалась на праздновании Дня Семеновской улицы. Воодушевившись, Немец решился устроить в школе подпольный концерт для "своих", переросший в беспрецедентную акцию, где выступили Товары быта, сами The Грабли, Сумасшедшие солдаты и Мешок с дерьмом. Устроитель немного напрягся, когда осознал, что письку Марка Кляшторного можно было увидеть не только из зала, но и с улицы, через окна. Однако гей-движение в то время было развито намного хуже, чем панк в городе, поэтому все обошлось.
     В 1992 году наметились тенденции к "золотому составу": Немец - б., в., Антон и Зуб сочинили новую программу, этакую мешанину рока, панка и харда, и с ней проводили в армию лидера Коридора. А потом парням вдруг надоело штамповать песни, они больше обратились к чтению, результатом чего стали безудержные эксперименты со звуком и инструментами. Из коллектива Критерий в Грабли пришел "Демид" Олег Демиденко. Ему вручили бас. Немец вернулся к гитаре, и начались записи. Зимой 92-93 гг. на экспериментальных репетициях внезапно включился магнитофон. Так и появились альбомы-опусы "Весна" (название магнитофона) и "Кто бы мог подумать" (первая фраза после прослушивания). Сам материал представляет собой импровизационно-авангардный нойз-рок, причем кассеты с любимым Sonic Youth (а уж тем более mp3 опусов Глена Бранки) попадут в Курск попозже. В записях отсутствуют трек-листы, материал практически звучит нон-стопом, пока не кончается одна сторона кассеты. Смысл написания текстов пропал сам собой - Грабли всегда отстраивали звук в убыток вокалу, но в бесконечный плюс гитаре.
     В мае соседями The Граблей по сцене Дворца пионеров оказались Мертвые виноградники. Коллектив опять импровизировал в живую, сознание Немца лилось потоком в микрофон, а перед входом всем раздавали книги Розанова. Нежданно-негаданно The Грабли после этого шоу окрестили местными Doors.
     Немец - не Ревякин, ему от такого сравнения даже в сортир ходить перехотелось, поэтому всё лето ушло на подготовку новой концертной программы, состоящей именно из песен, а эксперименты больше живьём не играли. Сентябрь, день города, команда в первый раз исполняет свою самую хитовую подборку, которая мгновенно приобретает культовый статус и возвращает группе утраченный интерес к выступлениям. А тут как раз редколегия "Сейшена" занялась съёмкой телепроги "Музыка не для всех". The Грабли с гордостью отбомбили на 2-х концертах для камеры и людей: ноябрь - Дом творчества, зима-94 - Дом знаний (повысилось внимание и к закулисной жизни - все с удовольствием рассказывали, что были на шоу, куда внесли заснувших после разлитий музыкантов). Закончились Дома, но открылся Аристон, на второй акции которого господствовали наши герои со своим действом в стиле Deutschen military (нациская перепевка пионерской классики "Бей, барабанщик", горны, шинели и военные фуражки; но увлечение Аристона фашистской атрибутикой не выходило за рамки криков "Зик, хайль!", что в свою очередь было навеяно видео Ministry, никаких ультраправых агрессий в Курске тогда не было). Макс Коноваленко присоседился к ним как продюссер, и захвату подверглась область.
     Успешная вылазка в Дмитриев в компании с Colgate, Пираньей и Аквалангом, когда ночевали в спортзале местной школы, а Зуб выиграл никем не объявленный конкурс на самогон. Просто легендарным стало выступление на фесте культуры в Железногорске: лил дождь, водки было много, а закусон (котлета, 1шт.) тайно исчез в желудке Зуба, потом силовой кабель переехал грузовик, но на сцену они всё же вышли - без электричества, дуэт трубы и барабанов + неслышный скрежет гитар. За такой подвиг ребят поселили в гостиницу и накрыли стол, а в Железногорске событие горячо обсуждалось в течение последующих лет. The Грабли стали серьёзным конкурентом Жабам за звание группы №1.
     Лето-94 на плёнку легли гениальные панк-композиции : немецко-анлгоязычное творчество воплотилось в альбом "Drang Nach Uberall", а русское - в "Володя, Чабан и другие", бесполезно выделять какие-то вещи, ведь нет хитов похитовее других хитов, это слушали все и пёрлись, а немногие знают про "Песни с баяном", когда Зуб на репет не пришёл, но появились ещё 4 обалденные песни. Предоставив публике час магнитофонного наслаждения, парни вернулись к экспериментам - смешивать нойз и хардкор, жаль до альбома дело не дошло, зато сейчас подобные идеи пришли в голову другим группам; такова судьба Граблей - находить воплощение своих мыслей в более позднем творчестве других - начнём с The в названии, тоже самое встречаем у питерских Пауков и во всех англо-американских коллективах, кавер песни "Буратино" немедленно подхватил Тайм-Аут, а в осенних творениях-94 есть кусок, позже ставшей основой "Ты меня оставила" Здоб ши Здуб. (песня Deutschland, meine Traner)
     Конец студийной работе был положен в начале 1995 экспериментом с гитарной задержкой "Raum und Zeit". Далее следует переезд в пединститут, где никаких записей не делали. Начиналось вроде неплохо - на репетиционные крики прибежал их давний поклонник Володя Шанин и стал 3-м гитаристом, налил ли он чаю, история умалчивает. А потом Зуб жаловался на кариез и, шатаясь, грозился выпасть. Антон требовал роста в творчестве и был отпущен его искать, играл параллельно на всём, и сложно вспомнить какой-нибудь достойный коллектив, где бы он хоть раз не засветился (бывали фесты, когда Антон выходил на сцену в составе 10 групп). У Немца родился сын, короче - группа перестала быть таковой и превратилась в концертный состав, собирающийся за 3 дня до шоу.
     Поэтому на День Победы-95 они коряво импровизнули и не воспринялись. Летом Антон посетил Италию и оставил надпись "The Грабли" на стенах Колизея. Зуб засел за акуст и сотворил побочные проекты Стакан (Антон и Димид помогли) и Контейнер в стиле дворовый шансон с неповторимым юмором. Однако в ноябре на концерте в Аристоне все охренели от программы (ей суждено было стать последней) мелодичного нойза, в таком же ключе в то время появились абсолютно неизвестные у нас Placebo. Эффект повторился на первом фестивале "Аристушки" в марте-96, но они опять исчезают, отменяется апрельское выступление, а на юбилей телекомпании "Такт" приносят старое видео. Появление телеканала "Твирс" и программы Сергея Каширцева "Бомба - живой звук" реанимируют The Грабли для умопомрачительных аристоновских концертов в феврале и сентябре -97, так они ещё никогда не звучали, несмотря на то, что перед последним live НИ РАЗУ не собрались полным составом, а встретились только на сцене. Видео этого шоу стало последней костью, брошенной ненасытной армии поклонников, которую мы лижем до сих пор...
     Зуб занялся бизнесом, Димид - дизайном, фотографией и опять-таки бизнесом, Немец воспитывает сыновей и около 10 лет потратил на окончание вуза, Вовка ещё терзал гитару в рядах Отъезда, Маши и Медведей, но сник, а Антон продолжал бомбить в сотне групп до отъезда в Москву в 2000-х и превращения в ска-звезду. В 2008 г. Шанин вливается в One Plus Two. В 2009 г. Немец и Зуб совместно с оставшимися без барабанщика Dance!Dance!Dance! затевают новый коллектив и в ноябре следущего года выступают под названием Я Боно Мать в орловской мекке КаКаКа

© V. Piniaev данная редакция 05.12.2010, первоначальная версия август- сентябрь 2002 опубликована на kurskmusic.ru и в причесаном виде в журнале R-club № 14 (октябрь 2002), стр. 28.
__________________________________________


The Грабли
Lives & Gigs
(1995 - 1997)


Part 1. Прощание с группой Коридор (1992).
Part 2. Live in Ariston (29.11.95.).
Part 3. Gig in Ariston (9.2.97.).
Part 4. Last live (Ariston, осень-97).
     Зачем мне, посетителю сайта indika.narod.ru, тратить свое время на сборник трех концертных выступлений неких Граблей (которые почему-то еще и The) в неком курском клубе Ariston, записанных даже не с пульта, а с видеомагнитофона, хоть он и стерео??? Обоснованное сомнение, сам мало концертников слушаю, но данную компиляцию The Граблей рекомендую. Например потому, что студийных версий этих вещей не существует. Кроме того, здесь в полном наличии последнее выступление команды, перед которым они ни разу за полгода не собрались на репет все вместе, а новые вещи просто отлетают от пальцев. И самое главное, не смотря на то, что львиная доля данного материала исполнялась в 1997, сочинение его датируется 1995-м (как и первое шоу сборника), а стиль-то – ни дать ни взять Placebo в лучшем виде (разве что The Грабли поют на немецком). А где, скажите мне, куряне того времени могли отрыть пресловутых мелодистов от нойза до выхода их дебютного сингла, когда ни Интернета, ни mp3 обменов еще не существовало???!!! ****

© V. Piniaev 31.08.2004 опубликовано на indie-ka.narod.ru

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ПРОЗА}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}