Статья была заказана редакцией журнала R-club в контексте продготовки к какой-то выставке. Меня как «лучшего осветителя региональных дел» попросили написать «качественный и серьезный материал».
О времена былой славы! :)))


МУЗСДВИГИ В КУРСКЕ
__________________________________________

     Для меня, как и для многих, курская рок-музыка началась в 1990 г. Сразу слышу голоса возражения – А. К. Троицкий вспомнит, как видел на фестивале в Тбилиси группу Вторая половина; в Швеции найдутся поклонники команды Вандалы, свалившей туда из Курска в конце 80-х. А ВИА 70-х? Все это безусловно было, но мы стартуем с 1990.
     Итак, в это время основные рок-силы города собрались вокруг рок-клуба: коллективы Нет проблем, Атцы, Арвентур, Дверь в стене вошли в его состав, Товары Бытаъъъ заняли место оппозиции. Помпезный междугородний фестиваль с Разными людьми стал жирной точкой – государственное рок-учереждение после путча-91 развалилось вместе с самим государством (СССР). Инди (то бишь независимые) за день захватили вокзал, телефон, телеграф и концертный зал Пединститута. Критерием для принятия в свежесозданную Музыкальную Ассоциацию была молодость и отсутствие рок-клубовского прошлого. Прогрессивным стилем № 1 был панк (Пиво, Сумасшедшие солдаты, Мешок с дерьмом, БМП), хотя присутствовали и более классические направления как хард (Невада, The Грабли) и рок (Улица Ангелов, Товары Бытаъъъ, Коридор).
    За два года своей деятельности Музыкальная Ассоциация взрастила коллективы, звучащие оригинально не только в масштабах города, но и мира. Жабы разработали уникальный radio-noise; Мертвые виноградники со своим пост-панком и театральным шоу получили одобрение теле-программы "Экзотика"; The Грабли экспериментировали в авангардно-нойзовом ключе. Откровенное музыкальное и текстуальное подражание более известным образцам отсутствовало напрочь. Этого козыря были лишены существующие вне Ассоциации лагеря – металлический (Dissection, Death Club), роковый (Сержант, Пластилиновый гвоздь), панковский (Анальное отверстие).
    С развалом МузАс ее ведущие группы переключились на гастрольные вылазки по провинции и столицам, насмотревшись на клубную систему которых, создали в 1994 первый курский клуб "Аристон". Администратором стал один из руководителей Ассоциации Сергей Каширцев, на славу потрудились и участники банд Жабы, The Грабли, Colgate, Дверь в стене, а также публицист Максим Коноваленко. Поначалу клуб играл в чехарду, меняя места, закрываясь и появляясь вновь, однако любое шоу 1994–95 гг. становилось грандиозным событием. Стилевая цензура даже за взятки не могла выпустить на сцену играющих русский рок, второ-сортный панк, death-metal; хлеб-соль-водка-звездный статус ожидали приверженцев индипендента (нойз, пост-панк, madchester), этими же благами пользовались Дверь в стене (джаз-рок) и трешеры Пиранья.
     Как золотой град с неба воспринимались привозимые клубом иностранцы: Les Halmas (Швейцария) и Moorpaul (Германия). Курск тоже преподносил сюрпризы в виде появления новых формаций: Noisy Quiet (индип), Монополия (неоромантический декаданс). В 1996 "Аристон" получает постоянную прописку в ДК ЖД, шоу становятся еженедельными, раз в год охотятся на новую кровь – фест молодых групп "Аристушки", на дискотеках пропагандируют новую для города рейв-культуру. Радиостанции подключаются к прокрутке местных коллективов, Каширцев попадает в телевизор – его передача "Бомба – живой звук" дублирует арист-концерты. Толпы стекаются на клубные шоу, "Аристон" превращается в фешенебельное местечко. Это-то его и убивает: для заполнения концертных дыр создают малокачественные проекты, часто отличающиеся лишь фронтменами и теряющие сросшуюся с клубом оригинальность, но публика приходит тусоваться и танцевать, мало обращая внимание на стоящих на сцене.
     Лето-97 – время деятельности Ariston Records, в штаб-подвале клуба записываются Мешок с дерьмом, Смерть команде Кусто, Мячик и мячик, Маша и медведи, Intoxicate Snots. Через год первый (и до сих пор единственный) гитарно-музыкальный клуб, 4 года определявшие вкусы города закрывается. В том же месте до конца века проходят акции Андрея Струкова под старой вывеской, но реально это "псевдоАристон", где играет любая, независимо от стиля и степени владения инструментами, группа.
     Опыт клуба раскачивает инертные музыкальные массы, и группы начинают сами организовывать концерты, обеспечивая публике разнообразный выбор. Скипидара в штаны подливает радиостанция "Курс", объявляя совместно с московским содружеством "2000% живой энергии" о фестивале "Экология души", главный приз – мифическая раскрутка. 90 % курских команд проглотили наживку – собирались новые проекты, возрождались старые; многие переключились на гитарно-попсовый мейнстрим радиоволн – уж очень бабла срубить хотелось. Прошедшие на фестиваль группы налегли на концерты, оставшиеся за бортом фестивальных списков не уступали им в этом. В концертном марафоне 1998–99 часто мелькали: Сварогъ (рок-н-рол), Декабрь (русский рок), Шоколад (мейнстрим), A.R.A.B Blox (треш), Dr. Morpheus (мейнстрим), Second Hand Blues (правильно – блюз), Монги-Ай (мейнстрим), Red House (фанк-металл), Candy (мейнстрим).
     В знак протеста против фестиваля курчатовское телевиденье и бывшее руководство "Аристона" устроили ряд шоу в клубе "Лимон", где в фанерно-современном виде выступили Пиво, Мешок с дерьмом, Смерть команде Кусто, Noisy Quiet и др. Победители первого феста, группа Квэнди, быстренько переехали в Москву, где сняли клип, записали альбом, но до сего времени в богатых звезд не превратились. "Такой, бл.., шоу-бизнесс," – почесали макушку куряне и заглохли. Большая часть групп распалась, остальные засели в подполье, осознав бесполезность местных выступлений. "Экология души" явилась ещё два раза, но лауреаты 2000 (Second Hand Blues) и 2001 (Dixi) вообще ничего не получили.
     Коммерческий капитал + радиоэфир поволокли в город российских именитостей, чей лик намного милее публике, чем самодеятельное бренчание. О местной сцене не забыла лишь радиостанция "Октава", устраивавшая в прямом эфире акустические концерты групп Декабрь, Арвентур, Монги-Ай, City F. В 2001 г. постепенно воскресла живая музыка, но банды не дотягивали до соло акций, предпочитая сплачиваться в фестивали, где отметились Осень в Пекине (развитие стиля Tequilajazzz), Арго (русский рок), Секретные материалы (рок). В годовщину полета Гагарина в Интернет запустили музыкальный портал http://music.kurskcity.ru
    Настоящий этап ознаменован бурной деятельностью nu-metal команды BulldoZerr, постоянно работающей как живьем, так и в студии, не раз звучавшей по "Нашему Радио" и имеющей массу фэнов по всей стране.

© V. Piniaev 25.08.2003 опубликовано в журнале R-club за октябрь 2003, стр. 23.

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ПРОЗА}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}