СМЕРТЬ КОМАНДЕ КУСТО

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}  




Дискография:

  1. 1997 Calipso
  2. 1997 ЕР Rojer
  3. 1999 Live in Lemon Club
  4. 1999 Всем на дно!
  5. 2014 70 кусков Кусто
  6. 2016 ЕР Ослик
  7. 2016 Твари
  8. 2017 Модные погребальные песни (Ю.Шамшуров)

Данную страницу Смерть команде Кусто использует как свой официальный информационный ресурс наряду с пабликом http://vk.com/club76832552 и https://skkusto.bandcamp.com/releases. Команда обрастала текстами постепенно, биография дополнялась рецензиями, поэтому колонки нужно читать всем скопом. Разумеется, в данном тексте не содержится призывов к насилию и возбуждению вражды, любое совпадение формулировок носит юмористический характер.

В отличие от большинства музыкальных фанов Юрий Шамшуров (экс-Акваланг) не только пачкал трусы под композиции любимых им Dinosaur Jr., Pavement, Swervedriver и иже с ними, но и решил использовать их как ориентиры. Сидя в более чем скромном местечке под названием Дмитриев, он выстроил в голове все идеи будущей группы. Для их реализации Юра отправился в Курск, где обучался в Педунивере. Разве сравнится поход Ломоносова в Москву с поездкой Шамша в рейсовом автобусе?!!

Клуб Аристон встретил скромнягу с распростертыми объятьями – еще бы новая нойз-звезда сама приплыла в руки скучающих продюсеров. Актив клуба немедленно превратился в аккомпанирующий состав, подобрали очередное провокационное название, и дебютнули осенью-96 в Аристоне соответственно как Шамш – г., в.; Антон Серебренников – г.; Павел Малихов – б.; Дузер – уд. Следующий наезд Юрика в Курск тоже не прошел даром: в мае-97 «Смерть команде Кусто» на своей привычной площадке разогрела немцев Moorpaul и рубанула на фесте «Аристушки» (подыгрывали ему Рома Пуп на басу, Вовка Шанинн на гитаре и Бэр на друмсах). Предусмотрительный Кэш посадил Шамша на цепь в студии, дабы тот опять не свалил домой, ведь Антон с Каширцевым уже забили… драммер под запись (по этой причине в студию не пустили Дузера). Пыльным летом силами всей толпы первого состава сварганили альбом Calipso и миньон Rojer. Особо процессу способствовала весть о том, что Жак Ив смазал клеем «Момент» не только пакет, но и ласты (автору данного опуса самому посчастливилось сообщить группе сею весть) .

Оставив Курск наслаждаться своими англоязычными релизами, Шамш свалил в Дмитриев. Смею заметить, что именно Calipso был лучшим альбомом, изданным Ariston Records в тот период, не смотря на кучу лавров, доставшихся Мячик и Мячик. Долгое молчание прерывает почти незаметный концерт уже в псевдоАристоне осенью-98. Полноценное возвращение наступает в 1999, когда весной «Смерть команде Кусто» взрывают клуб «Лимон» своим новым имиджем (ирокезнутый Шамш, Бэр в водолазном костюме, Паша (и его сценический двойник Плюхин) и Антон, поменявшиеся инструментами). Русскоязычная лирика, полная сексуальной неудовлетворенности и прочего смура (Юра пытается учить истории детей в родной сельской школе, где и писать толком не умеют). Сыгранные 3 песни долгое время были доступны только в концертной записи, пока не вошли в новых версиях в альбом «Твари» (2016).

Другая программа была отыграна в ДК ЖД, на юбилее газеты «Городские известия». Лето и осень – репетиции и запись, которая так и не была завершена в должном качестве, одной из причин стала занятость лидера группы делами немузыкальными и его реакция на новые песняки: «..Бля, я здесь не спою». Но не смотря на демо-качество, альбом «Всем на дно!», получился удивительно цепким: припанкованное звучание вперемежку с трип-хоп ритмами и соляками в стиле Pixies и конечно сверхсмешной текст.

Потом Юрий вернулся в Дмитриев, воспитывал ребенка, работал директором школы и писал новые песни, в 2003 г. он переехал на пмж в Йошкар-Олу. Но оставшийся материал 1997 – 2002 просился на пленку, поборовшись 15 лет, Шамш все-таки уступил и приехал на запись в Курск. Бывшие соратники по СКК решили работать отдельно и разобрали материал: Антон Серебренников взял в основном неизвестные песни, а Павел Малихов отнес Лепсу Дубасову часть исполнявшихся треков. Юра и Антон справились первыми и завершили в августе-2014 третий альбом «70 кусков Кусто» (Шамш – вокал и гитара, Антон – остальные инструменты). Лепс и Паша привлекли к записи Диму Храмцова (барабаны), но первые треки выдали только в последний день зимы 2016 г. (небольшая ипиха «Ослик»). К лету был завершен альбом «Твари», который группа выложила на bandcamp.

Следующим резонным шагом стало издание на дисках квартирных демо-записей 2001 года в январе 2017-го с помощью дизайнеров из стагди|stagdi. Шамш фигурирует как сольный исполнитель, этакий отечественный Daniel Johnston, перелетающий, словно пинаемый футбольный мяч, между семьей, работой, спортом и гитарой. Разумеется, что у любого матерого lo-fi исполнителя должен быть акустический подвальный альбом. Есть он теперь и у Юрия, вот только упоминания о Смерти команде Кусто на «Модных погребальных песнях» явно не хватает.

Твари 4002, 10.06.2016

  1. Безымянный
  2. Горбунок
  3. Лучший друг
  4. Красная Шапочка из уездного города Д.
  5. Ослик
  6. Донор
  7. Может быть

Смерть команде Кусто вступила в эпоху любви. Любви музыкантов разных городов и возрастов к песням Юрия. В роли создателя Шамш может мерно покачиваться в гамаке, улыбаясь в воображаемые усы, и глядеть на то, как множатся новые версии его творений.

«Твари» 2016 ползут в сторону 1990-х к первым кассетным релизам команды, оставляя на малообитаемом острове предыдущий альбом СКК. Музыка жестче, частоты грязнее, мягче – только лирика. По суть-замесу пластинку образуют ранее засвеченные треки. Все номера с альбома Calipso (1, 2 и 6) снабжены новыми текстами на русском; между ними расположились 3 композиции, составлявшие в 1999-м г. программу концерта в «Лимоне»; в завершении трек из «70 кусков Кусто», вероятно, теперь все альбомы коллектива будут финишировать этой вещью.

Коли есть оригиналы, то и от сравнений отказываться не будем. До неузнаваемости изменен только «Донор», в котором я никак не мог услышать Brain-Drain. Bewilder в виде «Безымянный» и новый вариант «Лучшего друга» сохраняют изначальные лики. «Красная шапочка» алеет кумачом свежей шугейзовой аранжировки, а усложненная структура «Ослика» доводит депрессивность этой песни до трехдневного запоя. При всей лучезарности эмоций не могу поаплодировать «Горбунку»: надо ж было Ramones-овский рифф Break These Chains свергнуть в пользу брит-попа! В «Может быть» lo-fi и shoegazing аристоновской школы спотыкаются о саунд-дизайнерские эксперименты 4002, от композиции остается лишь эффект пожеванной пленки.

2010-е показали, что для Шамша путь артиста – это путь сочиненного им материала к изданию. После «70 кусков» и «Тварей» я хочу видеть Смерть команде Кусто с согнутой в колене ногой для следующего широкого шага.

70 кусков Кусто Silverhoof Studio, 19.08.2014

  1. Белым
  2. Тупица
  3. Бармалей
  4. Царь зверей
  5. Песня неплохого парня
  6. Старая песня
  7. Неродной
  8. Кислотная любовь
  9. Тени
  10. Может быть

Локальный характер культовости этой команды спас ее от необходимости многолетнего обещания нового альбома. Это каким-нибудь Валентайнам для старта очередного тура нужно выдавать за свежак архивные архивы, а Смерть команде Кусто остаются откровенны – сочинили в 1997–2002 гг., записали в 2014-м. Взятые в скобки годы разом объясняют и преемственность, и перемены.

Напяленной футболкой из 90-х становится английский вариант «Песни неплохого парня», существующий на концертном видео из клуба Аристон. Но заслушавших его до дыр единицы, поэтому перемены преемственность оттеняют. «Calipso» был альбом-саунд, «Всем на дно!» – альбом-музыка, а «70 кусков Кусто» – это альбом-текст. Дело не в том, что мы, наконец, услышали слова песен во всей доступности, а в том, какие это слова.

Учитель со стажем, Шамш выдает в песенной форме свою «Педагогическую поэму»: «дам себя я учить» звучит как квинтэссенция чаяний школы, а советское стихотворение «Ярлычок» оборачивается уникальной рекомендацией коллегам. Но от Агнии Барто рукой подать до А. Арто. Черный юмор лирики становится освобождающим через страдание фонтаном, о котором писал отец «театра жестокости» (образы человеческой приманки для акул, царя зверей и тени). Вокальные партии отточены безапелляционно! За 15 лет голос лидера СКК ничуть не постарел, в манере Джея Маскиса Юра выдает текст на всем протяжении песни, оставляя микропаузы для подчинения ритма стиха ритму аккомпанемента.

Типичных для записей 1990-х гитарных хуков на новом LP найти сложнее. Сказались суровый профессионализм Silverhoof Studio и желание Шамша «записать свой Wowee Zowee». Альбом звучит настолько камерно и мягко, что эта первая пластинка с живыми барабанами отстает по драйву от предшественниц с драм-машиной. Конечно, в 1999-м нам хотелось, чтобы Смерть команде Кусто звучали именно так. Теперь же хочется уровнять саунд диска если не с Calipso, то хотя бы с сольным номером Антона Green Goat (Музыка нашего города: Курск, 2010) или с началом трека «Кислотная любовь». Саунд повлиял на стилистку и превратил «70 кусков Кусто» в брит-поп. Но у такого брит-попа по 2 фиги в каждом кармане, это вычищенный lo-fi Pavement без запаха российского рокопопса (поэтому «Кислотную любовь» и не крутят по радио, а ведь хит). Любителям припанкованного ло-фая от СКК адресую вещи «Тупица», «Бармалей» и припев «Может быть».

Calipso Ariston Records, 1997

  1. Crazy Tim
  2. Bewilder
  3. Salvation For Dizzy
  4. Lame Man
  5. Brain-drain
  6. Bubble Gum
  7. Hi Jack
  8. Silence
  9. Another Day in Paradise (live)
  10. Hey Michelle
  11. Break These Chains






Летом 1997 курский клуб «Аристон» затеял запись проектов, созданных исключительно по просветительским мотивам и исполнявших 100%-е закосы, например, под Salad или Belly. Среди попавшего на пленку в ту пору первый альбом Смерти команде Кусто стоит особняком. В отличие от коллег-клонов, музыканты данного коллектива не скатились до банального копирования и представили свое восприятие стиля, основанного на творчестве Dinosaur Jr и работах Pavement первой половины 90-х. Все треки оказывают на слушателя одинаковое воздействие, а именно, подвешивают его сознание в районе потолка. Такому эффекту способствует все: и тягучий вокал Шамша, и англоязычная лирика Уильяма Блейка, и прямолинейное пульсирование ритм-бокса. Конечно, живые барабаны добавили бы драйва, но, зато, драм-машина не разделяет глубоким рвом энергичные и медленные композиции. К сожалению, две чуть ли не лучшие песни записаны в режиме одноканального моно. ****













Rojer (EP) Ariston Records, 1997

  1. Please Me (live)
  2. Rojer
  3. Break This Tape
  4. Bubble Gum (совместно с Мячик и Мячик)

Так называемый «сингл». Весь материал записан одновременно с «Calipso», но т.к. время звучания альбома могло перевалить за час, было решено выделить эти 4 вещи в отдельный релиз. Как и в любом сингле, заглавный трек обладает всеми качествами хита, остальные композиции – всеми качествами B-side-ного мусора, причем, представляющего мало интереса даже для любителей раритетов. Что может заинтриговать в двух песнях с «Calipso», одна из которых прокручена задом наперед, а другая снабжена женским бэк-вокалом? ***

Всем на дно! Ariston Records, 10.10.1999

  1. Аномальный
  2. Водолаз
  3. Инвалид
  4. Конец Света
  5. Кретин
  6. Спи Любовь моя
  7. Финал



Второй альбом оригинальнее предшественника. Шамш запел по-русски и проявил талант в описании сексуально-экзистенциальных перипетий молодого лузера из провинциального захолустья. Расширилась стилистическая палитра – группу кидает то в My Bloody Valentine, то в Pixies, то в стебный трип-хоп. Порой не хватает целостности дебютной работы, но «Всем на дно!» делает «Calipso» в плане драйва. И просто убивает следующее обстоятельство – как можно было так хреново отстроить и свести столь поразительный материал?!!! ****

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}