PUBLIC IMAGE LIMITED

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ПРОЗА}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}  










Рекомендуемая дискография:

  1. 1978 – First Issue

  2. 1979 – Metal Box

  3. 1979–1980 – Metal Box Ideal:
    1. Albatross (album)
    2. Poptones (Peel Session, 1979)
    3. Memories (single version, 1979)
    4. Swan Lake (album)
    5. Another (Memories single, 1979)
    6. The Suit (album)
    7. Bad Baby (album)
    8. Careering (album)
    9. Chant (Paris Au Printemps, 1980)

  4. 1981 – Flowers Of Romance

  5. 2012 – This Is PiL

  6. 1980–1984 – Flowers Of Romance plus:
    1. 1981
      (This Is What You Want... This Is What You Get, 1984)
    2. Pied Piper (rare, 1980)
    3. Tie Me To The Length Of That
      (This Is What You Want... This Is What You Get, 1984)
    4. The Pardon
      (This Is What You Want... This Is What You Get, 1984)
    5. Flowers of Romance (Live In Tokyo, 1983)
    6. The Order Of Death
      (This Is What You Want... This Is What You Get, 1984)

  7. 1986 – Album

  8. 1983 – Commercial Zone

  9. 2015 – What The World Needs Now...
    + Open Up (live version)

  10. 1978 – 1987 Versions & More:
    1. Bad Night
      (Commercial Zone Demos & Outtakes, 1983)
    2. Instrumental # 1
      (Commercial Zone Demos & Outtakes, 1983)
    3. Steel Leg (Steel Leg V. The Electric Dread, 1978)
    4. Religion (The Body single, 1987)
    5. The Suit (Seattle single, 1987)

Наработки к этому дискообзору в большом количестве копошились на моем столе летом 2012 г. Тогда я вывесил их в сетке за окно дозреть, включил основные выводы в рецензию на This is PiL и решил продолжать осваивать дискографию команды. Горизонт расширился на пару-тройку лет и пластинок. Двухсерийное погружение в музыку (2003–2005, с 2012) и в текст (2012, с 2016) составляет числовое соответствие периодам активности Public Image Limited (1978–1992, с 2009).

Многие заметки о PIL твердо стоят на двух слоновьих черепахах: музыканты придумали пост-панк, а потом решили стать группой без имиджа, меняя стиль с каждым номерным релизом. Обоих тварей пора пустить на суп! На момент создания PiL post-punk уже вовсю фигачили Stranglers и Wire. У самих Public Image Ltd чистые пост-панк альбомы отсутствуют как вид (максимальный процент на Flowers Of Romance и This Is PiL), а стилистические метания сплошь и рядом на каждом LP. Единый стиль внутри диска соблюдается на самых экспериментальных альбомах Metal Box и Flowers Of Romance.

Из написанного о команде в сети удачным освещением являются тексты портала punk77.co.uk и фэнсайта fodderstompf.com. Очень не хотелось, следуя за википедией и ее закрытым клоном publicimageltd.ru, впадать в перевод и рерайт. Уберегла обширная подборка архивных материалов на fodderstompf.com, позволившая, не меняя лампочки, сохранить самобытность суждений.

PiL начались и продолжились как проект Джона Лайдона. Именно он инициировал создание команды весной 1978 г. Над закваской поднимались клубы дыма любителей регги. Сам Джонни недавно вернулся с Ямайки, где помогал сотруднику Virgin Records подписывать местные таланты на новый подлейбл Front Line. Его школьный товарищ John Wardle достиг иной степени растаманства, сменив имя на Jah Wobble (прозвище «скреативил» Сид Вишес, пьяный настолько, что не мог выговорить звуки «н» и «д»). Keith Levene вполне мог войти в когорту продвигающих раста-музон в репертуаре Clash, если бы задержался у них подольше. Компания имела все шансы объединиться значительно раньше. «Чувак, когда Пистолс распадутся, надо сделать группу», – сказал Кит Роттену на совместном гиге 04.07.1976. Похожие слова слышал и Джа, когда начинал репетировать с Джонни в 1977, параллельно с Sex Pistols.

Четвертый угол квадрата Jim Walker распада Пистолс не ждал, он ими восхищался и даже переехал в Лондон из Канады якобы для продолжения учебы, а по факту для тусовок в эпицентре панк-революции. Слухи о том, что Роттен собирает новый состав, Джим воспринял радостно и стал регулярно покупать Melody Maker. Обнаружив заветное объявление в начале мая 1978 г., Вокер пришел на прослушивание и так вжарил по барабанам, что установка распалась на части после первого трека. Принят! В родном Ванкувере он успел поиграть в панк-группе The Furies, а в Лондоне чуть не стал участником Damned. Назвать новую формацию супергруппой не позволял только Воббл, не отметившийся в других бандах. Джа часто выставляют и новичком в плане бас-гитары, на самом деле, начинавший как гитарист, он пересел за бас раньше 1978-го.

Все участники позже признали первые месяцы самым плодотворным и комфортным временем в жизни команды. Сыгрывание, как и положено, началось с каверов. Например, четверке приглянулась My Generation. Левен пытался таскать на репы своего друга гитариста Mikki Toldi, но в одну гитару игралось охотнее. Полноценным пятым пиловцем с самого начала можно назвать фотографа Денниса Морриса, посещавшего все репетиции и подумывавшего о месте басиста.

Новый проект Роттена с первых дней находился на пике интереса в музыкальных кругах. Представители Warner Bros прилетали на репетиции, журналисты брали интервью, коллеги по точке тайно пытались записать репы на магнитофон. А у ансамбля еще не было даже названия. В виде рабочих звучали The Carnivarious Buttockflies, The Future Features, The Corny Various, The Windsor Uplift, The Royal Family. В июле, помахивая книжкой Мьюриэл Спарк «The Public Image», Лайдон закрыл вопрос именования группы. Virgin авансом подкармливала группу двадцаткой в неделю. На индивидуальные пять фунтов никак не разгуляешься, для контракта же нужна запись.

Для первого сингла выбрали Public Image. Вещь фиксировали на двух студиях, т.к. после первого варианта Джон все-таки предпочел вернуться в знакомую Wessex Studios к инженеру Биллу Прайсу. Результат заставил сиять от восторга и группу, и лейбл. Зашуршали страницы контракта на 8 альбомов, зашелестели купюры бюджета на запись первого. На тот момент Лайдон завяз в долгах – счета за купленную в 1977 квартиру, налоги от платежей по Sex Pistols, суды с Маклареном, оспаривавшим творческую значимость Роттена. Пытаясь подстраховаться от манипуляций со стороны, Джон отказался от менеджмента и настоял на своей центральной роли в формации – к Public Image добавилось Ltd, команда стала ООО. Сначала они внесли в регистрационную палату имя отстраненной от дел компании Tincascus, а потом перерегистрировались на Public Image Limited. Общественности приставку подали в качестве зонтичного бренда: мы – PiL и творим, что хотим, хоть вместе, хоть порознь. Учитывая сольные синглы Джа Воббла того же 1978-го года, объяснение выглядело вполне вразумительным.

Кулаки Воббла закрыли двери в Wessex. Как-то в пабе он взбрыкнул на ассистента Прайса, здоровяк решил проучить наглеца, но сам оказался бит. PIL пришлось скитаться по студиям с дешевым ночным временем и делать по треку за раз. Пробухав по будням и проторчав по выходным альбомный бюджет, музыканты успели записать Theme, Annalisa и Religion. Сроки для отправки мастер-тейпа в Америку были проебаны. Пытаясь успеть на поезд британской рекорд-индустрии, Public Image бросились в копеечные студии для демо-записей. Альбом доделывали на скорую руку, главное – меньше заплатить. Хитовейшая, по мнению Джима Вокера, вещь You Stupid Person так и осталась без записанного вокала. Самыми малобюджетными вышли Cowboy Song и Fodderstompf.

Cowboy Song превратила первый сингл в занимательную штуку. Релиз заканчивается звуком заедающей пластинки, сама же какофония образуется одновременным звучанием двух разных тем, записанных в режиме поканального моно. Мне удалось услышать только стереомикс, а отдельного воспроизведения дорожек в сети не обнаружил. Fodderstompf исполнена мультяшными голосами, от которых хочется купить путевку на дурдом. Джон, Джа и Джим стебут процесс записи, звукаря за стеклом, панков и хиппи, т.к. миром правит любовь. Огнетушитель со стены студии сознательно распыляют в микрофон во имя неудовлетворенности обществом, легенда об устроенном микроподжеге во время исполнения трека в стенограмме лирики не подтверждается.

Первый сингл вышел 13 октября, LP последовала 8 декабря. Оба диска на несколько недель попали в британские топы, сингл продавался успешнее. Обложки релизов снял Деннис Моррис, для рекламных постеров альбом он разработал логотип PiL. Американских релизов не состоялось: альбом попросили переписать в 1979, но коммерческий потенциал в новом варианте Warner Bros не нашли. First Issue выйдет в США только в 2013-м.

Уже в 1978-м в статьях про группу начал проскальзывать неологизм post-punk, не имеющий музыкального наполнения. Ноги тут растут из заявлений Лайдона о дистанцировании от компании Макларена: PIL – не Sex Pistols, не Роттен, не punk. В самом материале полного разрыва достичь не удалось. Да, в Public Image содержатся претензии к Макларену, а в Low Life – подколы Сида Вишеса, но по стилю эти вещи, равно как и Attack, остаются вполне пистоловским панк-роком. Другое дело – Religion, текст которой пистолеты в свое время забраковали.

Первая часть диска звучит радикальнее, чем punk’77. Треки кажутся импровизационными, специально затянутыми. Подобный подход и спас альбом, а также обогатил индепендент разветвленной сетью дорожек, которым еще предстояло стать проторенными. Освоив наследие даба и краут-рока, команда возвела в абсолют повторение одного и того же фрагмента. Верховодцы монотонности, PiL уже в 1978-м стали живой бандой с диджейским подходом к музыке (зацикленность петли). Поэтому танцевальный финал пластинки Fodderstompf и заявления о любви к диско вполне естественны. Прослушивание First Issue действительно походит на перелистывание страниц музыкального журнала. Вот длинная заметка о первых шагах в нойз-роке «Theme», вот две колонки репортажа о концертах Stooges «Religion», эссе о роли бас-гитары в грядущем пост-панке «Annalisa», новости панк-тусовки и реклама дискотеки.

Почему-то любят писать о том, что через несколько лет U2 ободрали песню Public Image в своем треке I Will Follow, а Эдж вдохновлялся манерой Левена. So what?! Мне больше по душе шуточное переименование гитары Кита марки Veleno в Lenevo. Другой часто повторяемый факт – заблуждение о живом дебюте. Да, первый концерт Public Image состоялся в декабре 1978, только не на Рождество и не в Англии. 20 декабря они отыграли сразу два концерта подряд в Брюсселе, 22 декабря в Париже, и только потом были два шоу в London Rainbow Theatre. Все мероприятия парни организовали сами, потеряв в финале кучу вложений.

Материал дебютника живьем звучит грязно, но близко к записи. Играют все 6 пресловутых песен (кроме чтения лирики Religion и Fodderstompf); некоторые повторяют на бис, дабы не сокращать концерт, иногда без Лайдона инструменталом. На первом концерте единственный раз исполнили оба трека, составившие микс Cowboy Song. Звучат со сцены и номера пистолетов Problems и Belsen Was A Gas (эту успевают по-пиловски затянуть), после которых радостная публика начинает перебирать трек-лист Never Mind The Bollocks, а Лайдон матерится в ответ, что тут гиг другой банды. Это не отражается на теплоте приема – на бутлегах доступны записи большинства концертов, и везде овации после каждой композиции. Хватало и агрессии: в Бельгии на сцену полетели пустые бутылки, во Франции – свиная голова. Не обошлось без массы отрицательных отзывов в прессе, мол, ждали Sex Pistols, а тут вонна чего.

К концу года Кит и Джа решили подзаработать и быстренько сварганили ЕР из даба и регги с приглашенными вокалистами. Причем Кит сыграл и на друмсах. Один трек из Steel Leg V The Electric Dread включен в рекомендуемую дискографию как близкий панк-варианту Public Image, это редкий номер из около-PIL релизов в данном списке. Странно, но на сольных дисках пиловцы золотого состава радеют за классические рамки стилей вместо нестандарта зонтичного бэнда.

1979 начался уходом Джима, которому надоело постоянное отсутствие репетиций, концертов и наличности в кармане. Кроме того, Джим был единственным, кто противился превращению группы в Джон Лайдон и К. Весь год банде пришлось прослушивать и менять очередных барабанщиков. Многих не помнят даже сами участники коллектива, но благодаря настойчивости фэнсайта fodderstompf.com можно проследить весь ряд. В январе шла подготовка к дублинскому гигу, и за установкой сидел Vivian Jackson; он скоро свалил, и действо отменили. Февральский концерт в Kings Hall (Манчестер) отдубасил Eddie Edwards, основатель Vibrators. Март и апрель в PIL стучал David Humphrey; его мы слышим на записях песен Albatross и Death Disco и могли бы услышать на перезаписанной для Америки части First Issue, будь она издана. Дэвида пиловцы «попросили из состава» сами по непонятным причинам. Richard Dudanski из Raincoats провел в команде период с апреля по сентябрь: засветился на телике, выступил на июньском концерте в Манчестере (Russell's Club), сентябрьском в Лидсе (Futurama Sci-Fi Festival), записал Graveyard, No Birds, Socialist, Chant и Memories. Его уход запомнился современникам взаимными обвинениями в наркомании, отсутствии порядка в группе, публикациями в NME.

Перерыв всех знакомых барабанщиков у коллег по реп точке, отказавшись ехать с Clash в американский тур, Public Image озадачились завершением записи альбома. Новый рекрут Karl Burns (The Fall) не продержался и месяца, не сработался с Левеном. Байка гласит, что Джа решил проверить судьбоносность фамилии драммера и поджег его кровать во время сна. Сам Воббл злой умысел отрицает, но подтверждает факт бросания друг в друга горящими газетами после приема ЛСД. По воле случая, Карл успел записать тречок именно для сольника Воббла, а для альбома PIL не успел. Замкнул барабанные бусы Martin Atkins из Hots – ему прямо на прослушивании в октябре 1979 посчастливилось сыграть на альбомном варианте Bad Baby. К тому моменту ударные для Poptones зафиксировал Левен, а для Careering – Воббл. Оба предоставили для программы по сольному треку: The Suit (Джа) и Radio 4 (Кит). Эткинс хотел в состав еще в 1978-м, но не успел приехать на прослушивание.

Пока банду лихорадило по студиям, Virgin, знай, выпускали синглы. Первый Death Disco вышел 29 июня. Джон написал песню об умирающей матери, которая год боролась с раком, и успел поставить ей запись незадолго до смерти. Отношения с мамой у Лайдона были весьма теплые: в 1978 г. он брал ее с собой в Америку для отдыха в Калифорнии. Цитирование Чайковского в музыке возникло случайно, Кит после студии осознал, что наиграл перевранную тему из «Лебединого озера». Для альбома мелодию подчеркнули клавишами, а трек переименовали в Swan Lake. Симфонизм прорвался у Левена и в его сольной композиции Radio 4, имеющей мало общего с музыкой PIL того периода. В версию сингла Death Disco на 12 дюймов вошли растянутый вариант Swan Lake (Half Mix) и переписанный для Warner Bros новый вариант Fodderstompf (Megga Mix). Эксклюзивчик нашелся и для второго сингла Memories (10.10.79): заглавный номер в таком виде издавался только на виниле, для альбома Memories пересвели, и он утратил свою танцевальную бодрость.

Выпуск второго полноформатника в списке «немузыкальных» членов корпорации встретили секретарь Dave Crowe и Jeannette Lee, видеооператор и пресс-атташе. Metal Box появился 23 ноября 1979 г. с задержкой намеченных сроков, т.к. грузовик с упаковками для тиража попал в аварию. Три 12-дюймовые пластинки ожидали слушателя в металлическом контейнере из-под кинопленки. Кстати, PiL не рассылали альбом на рецензии, и журналистам пришлось покупать свои экземпляры. В 1980 с небольшим изменением в порядке песен альбом переиздали на двух винилах как Second Edition (на обложке фото Кита). Первоначальный способ издания, с моей колокольни, больше подходит к записанной музыке – частая смена сторон не позволяет впасть в медитативный сон.

Вышедшие в один год Cut от Slits и Metal Box от Public Image Limited являются самыми оригинальными и прозорливыми пластинками, созданными участниками панк-революции. Эти диски любишь не за красоту мелодий и буйный драйв, которые просто отсутствуют. Они учат слушать музыку. Границы смещена достаточно, чтобы пытался понять, что же, собственно, происходит, но не разрушена тотально, чтобы отмел все претензии на понимание. Никакого авангардизма, настоящий эксперименталистский подход! Для Slits – на основе регги, для PIL – краута и даба. Воспоминания о Sex Pistols удалены при чистке саунда. Находка Fist Issue гонять один кусок десятки раз подряд стала каноном. Создается ощущение даже не концерта, а репетиции команды. Причем, не смотря на запись с разными барабанщиками, единого сета. (Музыканты подтвердили сочинение во время записи Albatross (первым дублем) и партий Левена в Graveyard). На всем диске гитара размыта, Лайдон, как уличный МС, вещает из глубины микса под дисковые друмсы, живые и зафильтренные. Использование открытого хэта делает свой намек на скорое пришествие хауса и техно. Брошенный Джоном риторический вопрос: «Кто слушал бас-гитару в рок-музыке до PIL?» прекрасно применим к альбому. Безусловно, ведущего баса хватало у тех же Stranglers и Wire и до 1979; на Metal Box публике просто ничего не остается, как слушать игру Воббла. А ведь существуют другие варианты микширования, где Джа тонет в гитарном шуме и невнятном от навешанных эффектов вокальном потоке. Материал Metal Box не всегда звучал одинаково в 1979–1980 гг., поэтому наряду с классическим вариантом в рекомендуемой дискографии стоит составленный мной альтернативный (идеальный) набор треков.

После своего неоднозначного опыта в 1978-м Public Image Limited не сильно стремились давать концерты. Но цыганка в лице выпускающего американского лейбла нагадала им дальнюю дорогу. Размялись парни на John Peel Session в декабре 1979, где сразу выявились разночтения с альбомной версией треков: Poptones убыстрили и сократили, а Careering растянули. Потом заглянули в Париж и за два концерта в январе записали первый официальный live релиз Paris Au Printemps. Любое шоу PIL сразу превращалось в бутлег, это позволило в очередной раз пощипать денежный мешок Virgin. Получив 30 тысяч под предлогом записи настоящего, непиратского концертника, пиловцы просто сняли звук с пульта – релиз по цене чистой пленки. Перед изданием диска в ноябре 1980 Virgin услали команду в студию для нормального микширования продукта, куда там, пиловцы предпочли порезаться в карты вместо работы. Выпустили, как есть. Три зверушки на обложке – это Кит, Джон и Джанетт Ли кисти Лайдона.

Warner Bros. предложила коллективу тур из 40 мероприятий по клубам. Хватит и 10, причем в нетрадиционных местах! – последовал ответ. Тур проходил в период с 18 апреля по 10 мая 1980, было сыграно 9 официальных гигов и 1 «секретный», нетрадиционным местом стала спортивная площадка Olympic Auditorium в Лос-Анджелесе, не видевшая до этого никого, кроме рестлеров и боксеров. Public Image стойко боролись за право самим организовывать шоу и контактировать с небольшими устроителями. Но в результате действий Warner туром заправлял мега букер, а калифорнийским оргам пришлось переносить и отменять гиги. PIL отреагировали подпольным концертом в нью-йоркском Gildersleeves 22 апреля (в тайне от лейбла, без официальной рекламы, инфа о концерте передавалась по сарафанному радио).

Начало тура далось музыкантам со скрипом. В середине шоу в Бостоне Левен свалил со сцены, за ним последовал Лайдон. Воббл и Эткинс продолжили выступление джемом, пока коллеги не остыли и не вернулись. Через два дня в Нью-Йорке ситуация повторилась, но только к концу концерта – ритм-секция гоняла куски по кругу минут двадцать, пока не узнала, что певец и гитарист уехали в отель. А ведь на это действо только в первую неделю продаж раскупили 4000 билетов! Некоторым слушателям такие выходки показались спланированной концепцией, но приступы раздражения от выступления были подлинными и спонтанными. Что же касается музыкальной части, то она состояла из номеров с двух альбомов. Вещи 1978 постепенно лишаются сюртука из нойзовой гитары и уравниваются с однотипными аранжировками Metal Box. На паре мероприятий презентуют Home Is Where The Heart Is. Лайдон развлекается караоке: вытаскивает зрителей на сцену и поручает петь вместо него по бумажке, на шоу в LA Theme исполнял юный пункер, которому от силы исполнилось 13. Талант пионервожатого Джон продемонстрировал и в эфире телепередачи American Bandstand, когда превратил весь зал в подтанцовку для скучающей от попадания в фонограмму группы.

Американский тур обострил принципиальные различия к работе на сцене у членов состава. Джон и Кит материли прошедшую поездку и обещали играть живьем еще реже, другая половина состава ретировалась. Мартин Эткинс ушел из Public Image Limited в июне для нормальных концертов с Brian Brain, Джа Воббл хотел выступать больше и в июле полностью переключился на сольную карьеру. Воббла в ответ пожурили за хитрость: мол, обманом заставлял Эткинса играть на своем сольнике, уверяя, что пишутся для PiL; без спроса засунул в свои песни куски из сессий к Metal Box. Джа парировал, что оплаченная студия простаивала, заюзанные им фрагменты просто пылись на полке, да и вообще, альбом не случайно называется «Предательство». Betrayal вышел в мае 1980, когда Воббл еще числился в пиловском лайн-апе. Вскоре после басиста ООО покинул секретарь Dave Crowe.

Оставшись вдвоем, Лайдон и Левен быстренько затеяли коллаборацию с гитаристом Стивом Нью. Результат в виде одного трека Pied Piper уже в октябре 1980 появился на сборнике Machines от Virgin (значатся как Public Image Ltd.). Студийные искания продолжились доведением до ума зарисовки из сессии Metal Box Home Is Where The Heart Is. Если эта вещь не выходит за рамки второго альбома, то Pied Piper знаменует сдвиг к третьему. Flowers Of Romance начали записывать в октябре. Начали – громко сказано! У команды имелся номер Hymie's Him, который изначально предполагался для саундтрека фильма Wolfen. Режиссер Michael Wadleigh поставил перед Джоном и Китом задачу создать звуковое панно, отражающее повадки и самоощущение волка-оборотня. Кит сочинил трек практически один, а Джон не стал добавлять слова и имитировать «волчьи» звуки. Потом концепция саундтрека изменилась, и PiL в него не попали. Записав Hymie's Him и переписав бас для Home Is Where The Heart Is, пиловцы занялись дуракавалянием, Лайдон и Джанетт Ли пели кавера Twist and Shout и Johnny Remember Me на минусовки оригиналов (не изданы и не включены в списки раритетов). Без Эткинса дело не двигалось.

Мартина пригласили помочь с альбомом, звукорежиссер Nick Launay и просто тусившая рядом Джанетт завершили формирование студийной команды. Помимо барабанов, Эткинс играет на синтезаторе Banging The Door. Левен преимущественно играет на клавишах, в паре вещей на басу и барабанах. Лайдон извлекает звуки из саксофона, виолинофона и не упускает случая полупить по перкуссии (например, в Phenagen барабанной палочкой по струнам расстроенного банджо). Во время записи Эткинс успел съездить в тур с Brian Brain, в декабре работу над альбомом завершили. Третий лонг плей получил название по одноименной песне, так когда-то называлась ранняя вещь Sex Pistols, такое название носила быстротечная группа средины 70-х, где Кит играл с Сидом Вишесом. Banging The Door кляла поклонников пистолс, каждый вечер дубасящих в дверь квартиры Лайдона. Under The House написана под влиянием встречи Джона с привидением, а Francis Massacre – по впечатлениям двухдневного пребывания в ирландской тюрьме (до начала записи диска Лайдон угодил в камеру за драку в пабе Дублина).

Лаконичность. Мрачность. Завершенность. Это все об альбоме Flowers Of Romance. Все, да не все. PiL впервые сделали песенный альбом, без диджейского зацикливания фрагмента и многоминутного размусоливания. Припев придется поискать, но вокальные возможности Лайдона, наконец, стали понятны ему самому: где поддержать ритм, где прочесть, где заголосить на восточный манер. Всего-то понадобилось остаться в окружении барабанов и редких синтов. Гитара Левена конечно прорывается местами, но Public Image 1970-х не протащить через ритуальный грохот племенных там-тамов. «Go Back», – реагирует название трека. Отсутствие типичного инструментария рок-бэнда помогло команде сделать post punk программу. Пост-панк этот смотрит на свое отражение в зеркале индастриала, но вылазку в зазеркалье осуществляет только в Francis Massacre и Hymie's Him. Истоки пиловского приближения к шумовой музыке лежат на пласт раньше первых пленок Throbbing Gristle. Понятно, что и Can-овский Tago Mago слушали, и нефолковые пьесы Third Ear Band учили формировать/разрушать структуру.

Virgin выпустили Flowers Of Romance 10 апреля 1981, лейбл все оттягивал публикацию этой антикоммерческой записи и проспорил щелбан. Пластинка попала в британские чарты на 5 недель, добравшись до 11 места. Би-сайдом одноименного сингла стала неуместная Home Is Where The Heart Is, хотя в последней сессии у Public Image хватало нереализованных треков в текущем стиле. Джанетт Ли после релиза альбома стала давать интервью вместе с музыкантами (ее фото на обложке диска) и даже появилась на сцене. Культовый экспериментальный Public Image Limited заканчивается на первых трех альбомах, но страниц в дискообзоре будет еще валом.

Первоапрельская шутка NME о присоединении к PIL Ginger Baker из Cream предвосхитила новый поток кратковременных официальных членов группы. Первым стал видеооператор Ed Caraballo, принимавший участие в организации печально известного концерта в Нью-Йорке (Ritz Riot). Вообще-то 15 мая 1981 года в Ритце должны были выступать Bow Wow Wow, но они отменились парой дней ранее. Public Image Ltd решили, наконец, не играть песенный концерт, а сделать видео перфоманс. Времени на рекламу не было, билеты продавались уже в день концерта, публика ждала открытия дверей 6 часов под дождем. Через 3 часа дополнительного болтания в зале народу стали показывать видос, где баба в мусорном мешке берет интервью у Левена. Потом в колонках зазвучали PIL, но видеоэкран не убирали. Рядом с экраном появился барабанщик – 64-летний Sam Ulano, которого накануне Джон и Джанетт выцепили в музыкальном магазине (а не в пабе, как иногда пишут). Джон, Левен и Джанетт продолжали оставаться за экраном, на нем шла трансляция видеоарта. Звучат попытки исполнения треков нового альбома, в зале поднимается возмущение. Лайдон стебет толпу: «Как вам шоу? Опять облапошили?! Ну так это рок-н-ролл, ребятки… Ой я не могу их видеть… Зачем я заплатил за это деньги?!». Толпа негодует, на сцену летит пивная тара, с VIP мест балкона швыряют кресло. Через 20 минут от начала действа вышибалам пришлось эвакуировать музыкантов, спасать их аппарат и дорогостоящий экран от разъяренных зрителей. Закончился вечер побоищем и арестом публики. Public Image были готовы к повтору на следующий день, но Ritz гиг отменили.

К лету Caraballo поссорился с Китом и ушел из команды, а Public Image Limited решили жить в США. Одной из причин послужило повышенное внимание английских властей к персоне Джона. С 1979-го жилище Лайдона периодически подверглось полицейским обыскам, искали оружие и наркотики. Телефон певца прослушивали – Джон был в разработке у Ми 5. Подсобить с продлением визы Левен попросил Bob Tulipan, Боб нашел с парнями общий язык и скоро стал их менеджером (коих PIL никогда к себе не допускали).

1982 начался свободным полетом – Warner Bros устали ждать прибыли с релизов группы и разорвали контракт, плюнув на давно потраченный Public Image Ltd аванс в 60 кусков зеленых. Левен решил использовать шанс и затеял вместе с Бобом Тюльпаном пару новых контор: концертную Public Enterprise Productions и издательскую Multi-Image Corporation. Еще в марте 1981 парни признали в интервью, что PiL как ООО себя не оправдало – лейблы не хотят финансировать их немузыкальные прожекты. Через новые конторы попытались организовывать гиги и наладить дистрибьюцию через Stiff Records, Virgin прекратили самодеятельность, потрясая действующим и за океаном контрактом. С ансамбля востребовали альбом, ведь пресса в лице Sounds решила, что Public Image Ltd распались (концертов не играют, не потеют в студиях). В феврале эти обвинения пришлось опровергать и выводить на потребу СМИ нового члена лайн-апа, клавишника Ken Lockie из Cowboys International. Кит знал его еще по тусам с Clash и пробовал в деле при записи Radio 4. Ну а к началу студийной пахоты вновь понадобился Эткинс, традиционно раскатывавший в составе Brian Brain. Кит с Бобом пытались захантить басиста Bill Laswell, но не сошлись в цифрах зп.

В мае трио Лайдон-Левен-Эткинс впервые дает старт записи LP на берегах Америки. Шустрый звукарь Bob Miller вовлекается в продюсирование диска и именуется PIL Technical Production Manager. А где же новобранец? Кен Локи посещает все сессии, а идеями не блещет. В творческий процесс снова вмешивается кинематограф. Лайдон улетает в Рим для съемок у Roberto Faenza, PiL берутся за саундтрек. Кит пишет весьма киношную пьесу The Slab, Джон участвует в деле по телефону. В конце июля фронтмен возвращается в Нью-Йорк с вестями, что отправившаяся с ним в поездку Джанетт Ли решила жить в Лондоне и покинула группу. Ситуацию закрепляют треком Where Are You? (Lou Reed Part II). Фильм выйдет на экраны в марте 1983 под названиями Copkiller, Corrupt и The Order of Death с музыкой Мориконе вместо Public Image. С целью добавить в музон бас-гитару команда привлекает в состав Pete Jones, коллегу Эткинса по Brian Brain. Пит с первых дней показывает свою работоспособность не только умелой игрой, но и вопросом об увольнении бездельника Локи (месть за былое в Cowboys International). Даже Левена смогли убедить, что на концертах клавишник не нужен. Вот так охрененно мужик поучаствовал в группе – ни ноты не добавил!

Запись не завершена, аванс от Virgin потрачен – стандартная ситуация для Public Image Limited. Тюльпан находит деньги, для отработки которых нужно сыграть отличный концерт. Дабы в очередной раз пхнуть ножом в бочину заколебавший рок-н-ролл, PiL разрабатывают концепцию Commercial Zone. Концерт подается как суперсобытие путешествия по зоне коммерции, один Боб через молодых и нежадных устроителей выходит на большие площадки театров и концертных холлов, второй Боб обеспечивает качество звука в любом помещении. Рекламным каналом вновь выступают уста и ухи фэнов; если билетов раскупается больше чем мест в зале, группа играет на следующий день в этом же месте. Всего таким образом с конца сентября по середину декабря 1982 г. PIL сыграли около 20 шоу в США и Канаде, половина из которых была сдвоенными. В постоянные пиловцы включена помощница Миллера Maureen Baker, фотограф и менеджер.

Дела концертные продолжатся с новой силой в марте 1983: американские шоу и переговоры о японском туре. Очередной приступ паранои «у него слишком много власти» охватывает Левена, он сливает Тюльпана, сам начинает устраивать гиги вместе с Морин, которая долго не задерживается в составе. Еще в ноябре на специальной пресс-конференции в Голливуде музыканты объявляют о скором релизе сингла Blue Water и мини-альбома You Are Entering A Commercial Zone. Тем не менее, весной 1983 запись материала еще не завершена. 4 апреля выступление в Toad's Place (New Haven) станет последним для этого лайн-апа. Раздраженный Пит Джонс уходит из PIL в апреле, Левен порывает с Лайдоном после споров вокруг микширования This Is Not A Love Song в мае. Кит уверен, что Public Image Limited превращаются в свой антипод, плюют на принципы, которые сами отстаивали годами. Словно в подтверждение этих слов Лайдон включает в концертную программу дибильноватую версию Anarchy In The UK с клавишами. Не в лучшую (попсовую) сторону переаранжированы и старые номера PiL (Public Image, Low Life, Religion, Death Disco). А вот у Flowers Of Romance появляется пикантная гитарная аранжировка.

Боб Миллер помогает укомплектовать состав, часто именуемый Cabaret Band. Летний японский тур с Джоном и Мартином откатали гитарист Joseph Guida, басист Louis Bernardi, клавишник Tommy Zvoncheck. В сентябре за синтезатор сел Arthur Stead. Казавшегося не совсем подходящим для команды Джозефа пытались заменить на Roberta Poss, который слишком долго снимал партии с кассеты Live In Tokyo, пришлось возвращать Guida. 5 сентября в продаже появляется глобальный хит-сингл This Is Not A Love Song. Безусловно, у Public Image Ltd всегда были задирающие голову номера (Religion II, Poptones, Go Back) или любимые массами номера (Public Image, Fodderstompf), но вне страниц данного дискообзора, в первой пятерке чартовых таблиц, эфире радиостанций остается Love Song. Парадокс ситуации в том, что This Is Not A Love Song создавалась как пародия на тупые и популярные песни о любви.

Новый тур пришелся на территорию Британии и Европы и продолжался с 31 октября по 13 декабря. Перед туром Лайдон признается, что альбом еще не завершен. Завершение произошло без ведома главного и второстепенных участников формации. Кит Левен спокойно берет рабочие ленты и продолжает их микшировать летом в Нью-Йорке, осенью он приезжает в Лондон и вручает Virgin «новый альбом PIL». Ричард Бренсон из Virgin наводит справки у Лайдона и не торопится издавать пленки. Тогда Кит регистрирует PiL Records Inc. и на свои личные средства выпускает первый тираж Commercial Zone в ноябре 1983. Лайдон и Эткинс обвиняют Левена в воровстве и зимой 1984 переписывают программу с привлечением Бернарди и других сессионщиков (клавишника Richard Cottle, гитариста Colin Woore, духовика и клавишника Gary Barnacle). К моменту релиза This Is What You Want... This Is What You Get в июле 1984 подборка Левена продается уже вторым тиражом. Бренсон задействует все возможности, чтобы остановить дистрибуцию Commercial Zone. Он признается Левену, что тот имеет права на выпуск этого материала, но любой дистрибьютор должен оспорить запрет Virgin в суде.

Commercial Zone никогда не войдет в официальную пиловскую дискографию. Сырое демо качество роднит этот релиз с двумя первыми полноформатниками. PiL вновь звучит затянуто, хотя хронометраж отдельных номеров не доходит до пяти минут. Стилистическая разношерстность материала превращает диск в сборник. Первые треки с фанковой ритм-секцией и абстрактными клавишными раскрывают секрет Fodderstompf. С одинаковым рвением их могли переписывать на кассеты как посетители Studio 54, так и поклонники Gang Of Four. Затем в музыке возникает гитарный образ Лу Рида (первая часть одноименной композиции и Bad Night). Lou Reed Part 2 сделана в духе First Issue (лирика вновь начинается возгласами «Hello!»), а Blue Water – в поре Flowers Of Romance. Присутствуют и две инструменталки, одна бестолковее другой. Miller Hi-Life написали Эткинс, Джонс и звукореж Миллер.

Изданный на Commercial Zone материал сменил облик на номерном альбоме This Is What You Want… This Is What You Get. Mad Max стал Bad Life, Love Song – This Is Not A Love Song. Обе вещи сверкают бодростью вокала, саксофонными украшениями и якобы попсовым саундом. Young Brits вернули изначальное название Solitaire и сильно переаранжировали. В Where Are You от Lou Reed Part 2, кроме текста и манеры вокала, не осталось ничего (вместо гитары шум стрингов). Все эти композиции рекомендуются в Commercial Zone версиях. А вот The Slab в виде The Order of Death (переименована по названию фильма) нашла спасение: из черновика для рок-оперы она стала мощным номером в духе New Order. По своей структуре This Is What You Want… This Is What You Get повторяет стилистический перебор Commercial Zone. Первые три песни развивают идею Cure-83 с экспериментальной волновой попсой и достигают лучшего результата в издевательстве над поп-песней. По пост-панковому мосту Tie Me To The Length Of That переходим к шумовому блоку (треки 5-7). И пафосная кода The Order of Death в завершении. Отдельно стоит сказать о «1981»: сочиненный во времена Flowers Of Romance, это фактически r’n’b трек. Неальбомный номер того периода Question Mark (би-сайд Bad Life), не смотря на свою однотипность, рождает ходы будущего стиля madchester. Рабочие записи 1982–1983 просочились в свет в виде неофициального сборника Commercial Zone Demos & Outtakes. Здесь можно услышать не только пару не получивших развития полноценных инструменталок, но и интересные версии The Slap (с драм-машиной и начиткой отдельных слов) и Bad Night (бодрый гитарный вариант и вариант с лирикой Love Song).

Летом-84 Джон Лайдон переезжает из Нью-Йорка в Лос-Анджелес, вместе с Эткинсом приступает к прослушиванию новых кандидатов. Преданный слушатель Фли из Red Hot Chili Peppers приходит поджемовать с кумирами, но от предложения войти в состав отказывается. Очередным концертным аккомпанементом становятся Mark Schulz (гит.), Bret Helm (бас) и Jebin Bruni (клав.). Октябрь-ноябрь провели в выступлениях по Америке, в декабре-январе – в Австралии, в январе – в Японии. Elektra Records сразу считает последний альбом провалом и предлагает команде «пути спасения». Ужаснувшись перспектив, Эткинс принимает решение покинуть группу, официально – в июне 1985 г. От остальных участников Лайдону пришлось отказаться ради студийных людей продюсера нового альбома, таким образом, соавторы материала Шульц и Бруни на релизе не играют.

Лайдона и Ко все больше затягивает в типичный профессионализм, и в этом состоянии, в отличии от алогичного раздолбайства первых составов, Public Image Limited производят предсказуемый музыкальный продукт. Во второй половине 1980-х PIL превратились в софт-рок коллектив с хард-энд-хэви гитарными риффами, женскими хоровыми подпевками, типичным для той поры использованием синтезаторов. Новый для группы, но вполне своевременный гитарный пост-панк бликует на поверхности ZZ Top-овщины практически на каждом из четырех последующих альбомов команды. Наиболее яркие блики на релизе 1986. Баланс между нужной и ненужной М’опиньйону музыкой выдержан достойно – как в лучшие годы Psychedelic Furs. Особенно хорош номер Bags! Идея длинного трека решается иначе: Rise и Ease словно запускают заново на повторный круг. В F.F.F. и Fishing PiL звучат как их былые соратники по панк-революции, научившиеся исполнять классические хардовые фигуры. Альбом, разумеется, перегружен гитарными запилами. Впрочем, Стив Вай мог представлять себе post-punk именно так. Учитывая, что, помимо Вая, пластинку писали Рюити Сакамото, Джинджер Бейкер и прочие мастодонты под продюсерскими очками Билла Ласвела, то нужно благодарить Лайдона, что не дал затянуть себя в какой-нить арт-рок или джаз. Сама музыкальная программа 1986-го не получилась новаторской и экспериментальной, зато ее публикация вновь сопровождалась концептуальным жестом. Public Image Limited назвали релиз по носителю Album, Compact Disc и Cassette.

Album из-за обилия сессионщиков Лайдон справедливо считает почти сольником. Для тура в поддержку релиза сложилась новая банда из авторитетных post-punk фигур: John McGeoch гитарист Magazine и Siouxsie And The Banshees, Bruce Smith барабанщик из Pop Group, Lu Edmunds из Damned (клавиши и гитара), Allan Dias басист без пост-панк прошлого. Гастрольный чес прошел по Великобритании (май), Голландии, Германии и Франции (28 мая – 5 июня), США (11 июня – 25 июля), Европе (август – октябрь). Американскую часть тура вытянули на самофинансировании, т.к. Elektra Records от группы отказалась. Стилистические метания PIL ввели упертых фанатов Sex Pistols в состояние полной безнадеги. Звучавшая в начале концертов Kashmir Led Zeppelin перемен не пророчила. Бесчинств на шоу Album Tour случалось предостаточно, находились желающие кинуть в музыкантов бутылкой. В мае в Англии Лайдону угодили в голову, в сентябре в Австрии МакГиоху попали в лицо. Гитаристу пришлось накладывать 40 швов, а тур значительно сократился.

В 1987 в компании с текущим составом Джон затеял прожект Renovations по записи новых аранжировок пиловских золотых хитов. Religion получила очередную качевую, более стабильную по гитаре и вокалу версию, новый вариант The Suit выполнен в стилистике Cure конца 80-х. Эти композиции появились на синглах The Body и Seattle (редкая ситуация, когда би-сайд уделывает сторону А). Перезаписанные версии Tie Me To The Length Of That, Flowers Of Romance, Banging The Door лидер Public Image заложил велосипедными шинами на антресоли.

Альбомы Happy? (1987), 9 (1989), This What Is Not (1992) в рекомендуемую дискографию не включены, этот период в жизни команды я пропускаю, т.к. пишу дискообзор необходимых для прослушивания релизов, а не историю ансамбля. Первый обширный этап в творчестве PiL закончился в сентябре 1992. Проспонсировав последний тур из своего кармана, расставшись с Virgin вследствие поглощения EMI, заинтересованный в сольной работе и написании автобиографии, Лайдон ставит Public Image Limited на паузу.

Хиатус завершается в 2009-м. В качестве причин Джон называет смерть своего отца и рак горла у своего брата. Предложение войти в состав получают Лу Эдмондс, Брюс Смит и Джа Воббл. Единое мнение – никакого Левена! С Джа не удалось договориться по содержанию сет-листа и содержанию его банковского счета после исполнения сет-листа. Осенью Public Image Ltd начинают репетировать с басистом Scott Firth и делают двухчасовую программу для декабрьских шоу. EMI/Virgin не спешат помогать деньгами, но не упускают случая переиздать Metal Box и Plastic Box. PIL узнают о релизе из СМИ. Новый тур Лайдон спонсирует на свои средства, инвестиции оказались успешными и авансом окупили запись нового LP.

Начав с концертов в Англии в декабре 2009, Public Image Limited вступают в состояние перманентных гастролей (Европа, Британия, США; про Россию не забывают – Казань в 2011, Москва в 2013). Из выступлений 2010 значимы первое появление в Ирландии и Израиле. Согласие команды дать концерт в Израиле в период «музыкального бойкота» вызвало волну протеста в Великобритании. Лайдон же почувствовал всю свою мощь и абсурдность ситуации, когда исполнял атеистическую Religion, написанную от лица мусульманина Four Enclosed Walls и посвященную борьбе за исконную землю Warrior на фестивале в Тель-Авиве.

В концертной программе PIL постарались отразить всю карту своего альбомного разброда и шатания, исключив сингловые редкости. Ядром стали номера с Metal Box (максимум из 7 в 2009 с постепенным сокращением). First Issue представлен Public Image, Annalisa и Religion, в 2013 исполняли Low Life. Материал Flowers Of Romance не превышал одноименной композиции, Banging The Door и Four Enclosed Walls. Четвертый полноформатник ограничивали This Is Not A Love Song и Tie Me To The Length Of That (2009–2010), The Order Of Death (2011–2013). Album звучит в виде неизменных Rise и Bags с добавлением Homе и Ease на концертах 2011 года. Из хард-энд-хеви периода исполняют 3-4 номера с пластинки «9» и по одному с Happy? и This What Is Not. Вошли в сет-лист и три вещи с сольника Лайдона 1997-го – Psychopath, Sun, Open Up. Вещи звучат приближенно к оригиналу с некоторыми нюансами: Religion исполняют в новой супер версии на 13 минут, вариант Chant вышел одновременно размытым и диким, Flowers Of Romance превратили в танцевальную трайбл электронику без авангарда.

В октябре 2010 внезапно появляется альтернативный состав с пиловским репертуаром. Кит Левен и Джа Воббл начинают выступать вместе с барабанщиком Marc Layton-Bennett, трубачом Sean Corby и внешне похожим на молодого Лайдона вокалистом Nathan Maverick (Sex Pistols Experience). Период их активности приходится на 2012: под названием Metal Box In Dub состав концертирует в Японии и Великобритании (здесь иногда поет John Robb из Membranes), под вывеской Jah Wobble & Keith Levene выпускают ЕР и альбом Yin & Yang. Живьем играют материал Metal Box и First Issue, причем больше вещей, чем PIL XXI века. Вокалист пытается точно снять Лайдона, Левен прекрасен в своем обращении с инструментом, но часто не каноничен. А вот труба уводит классические номера в самостоятельную музыку. Редакции mopinion версии PIL 2010-х милее стараний Metal Box In Dub. На записях Джа и Кит выдают как традиционные для сольников Воббла дабовые номера, так и намечают возможности развития экспериментов Public Image Limited 1979 в сторону психоделического рока.

В 2011 Джон Лайдон создает лейбл PiL Official, а формация добирается до студии. This Is PiL выпускают сами 28 мая 2012, материал апрельской ЕР One Drop включен в альбом. Первое достоинство новой пластинки – она не похожа на старый PIL, творимый этими же людьми, не исключая истоков в Happy? Связи установлены с работами других составов. От дебютника 1978 сохранилась импровизационность (It Said That, This Is PiL, One Drop не звучат как отрепетированные вещи), от альбома 1986-го года – оптимальный интерес к банджо (по паре треков на обоих программах), от бокс-сета 1979 – дабовая основа композиций (правда тогда вокал дуэтировал с друмсами, а сейчас перекликается с гитарой). Не утратили PIL и своей традиционной цикличности, вещи строятся на чередовании 2-3-х фрагментов, которые гоняются друг за другом дольше, чем хотелось бы. На This Is PiL больше всего пресловутого пост-панка. Ключевым рецептом становится метал-боксовская Poptones с дабовой ритм-секцией и выведенным вперед басом, на который наслаивается размазанная гитарка и причитания вокалиста. К середине альбома стилевое единство разрушается. В The Room I Am In Лайдон остается один пробивать эмбиентное окружение по-футуристски четкой ритмикой стиха. В Fool проникает блюз в понимании Stooges, а Reggie Song уносится в прогрессив рок. По части хитов PIL всегда были молодцами, так и тут себя превзошли – редкий трек не метит в шлягеры. Стопудовой плясовой является Lollipop Opera, будто скроенная из футбольного гимна с вувузелами и барабаном (в концертной версии почему-то замедлена).

Материал нового альбома вошел в сет-листы живых выступлений в следующем виде: Lollipop Opera, Deeper Water, One Drop, Out Of The Woods, Reggie Song. В 2012 Under The House была включена в звуковое оформление церемонии открытия Олимпийских игр в Лондоне. В 2013 команда продолжила турить, осваивая новые территории – Китай, Сербию, Хорватию, Черногорию. С 27 октября 2013 по 18 сентября 2015 выступления прекратились (исключение для Лондона 13 декабря 2014). Группа занималась новой записью, которая вышла как What The World Needs Now... 4 сентября 2015 в сопровождении пары синглов. Обложки этих релизов Лайдон нарисовал сам.

На втором альбоме 2010-х усиливается ощущение, что это команда, создавшая Happy? И взявшая за образец лайдоновский песняк Psychopath. Абстрактные гитары и элементы прогрессив рока способствуют повышению градуса невыразительности в удлиненных композициях без развития. Неровный по стилю диск начинается своеобразной попыткой создать вторую Public Image, а затем просыпается только к последней четверке вещей (в 12-песенном варианте). Максимально сильные треки – Corporate (как боевик 70-х с нойзовой гитарой) и Shoom (experimental с электронной основой и безапелляционным текстом). Мир, безусловно, напрашивается на очередной «fuck off!!!», только на This Is PiL не страдало качество посыла.

Очередные гастроли стартовали после релиза альбома. Для концертов из новинок PIL выбрали поиграть Double Trouble, The One, Know Now, Corporate, Bettie Page и Shoom. Отдохнув зимой и весной, в мае 2016 Public Image Limited пустились в свежий европейский и британский тур, в рамках которого доедут до Украины и Словакии.

    PIL Rare, Non Album Tracks

    Anarchy In The UK
    Animal
    Another
    Beat The Drum For Me
    Belsen Was A Gas
    Bodies
    Cowboy Song
    Criminal
    Don’t Ask Me
    E.M.I.
    European Cars
    Half Mix
    Home Is Where The Heart Is
    Instrumental #1
    Instrumental #6
    Kashmir
    Megga Mix
    My Generation
    Open Up
    Pearls Before Swine
    Pied Piper
    Problems
    Psychopath
    Question Mark
    Rock n Roll Star
    Selfish Rubbish
    Sod In Heaven
    Sun
    Turkey Tits
    Vampire
    Woodnymphs
    World Destruction
    You Stupid Person

Из шести инструментальных композиций сборника Commercial Zone Demos & Outtakes в список вошли только 2 максимально аранжированные

Anarchy In The UK – песня Sex Pistols исполнялась на концертах 1983–1985, дибильноватая версия с клавишами

Animal – написана Лайдоном и Шульцем осенью 1985 в период создания Album, не записывалась – не слышал

Another – Death Disco (12" single, 1979) – Graveyard с вокалом, еще один трек с Metal Box

Beat The Drum For Me – сольный трек Джа Воббла записанный с David Humphrey в сессиях Metal Box, нетривиальный регги

Belsen Was A Gas – песня Sex Pistols исполнялась на концертах 1978, иногда в характерном для PIL затянутом виде

Bodies – песня Sex Pistols исполнялась на концертах 1984–1985

Cowboy Song – Public Image (single, 1978) – какофония из двух одновременно воспроизведенных песен, записанных в режиме поканального моно, по отдельности не слышал

Criminal – Plastix Box (compillation, 2009), записана в сессию That What Is Not – поп-роковая песня в поре PiL второй половины 80-х

Don’t Ask Me – Don’t Ask Me (single, 1990) – поп-роковая песня в поре PiL второй половины 80-х

E.M.I. – песня Sex Pistols исполнялась на концертах 1992

European Cars = Round And Round

Half Mix = Swan Lake

Home Is Where The Heart Is – Flowers of Romance (single, 1981) – записана в 1979 и 1980, затянутый трек в русле худшей части Metal Box

Instrumental #1 – Commercial Zone Demos & Outtakes, записано в 1982 – 1982 – безвокальный номер в лучших традициях PIL с гитарой Левена

Instrumental #6 – Commercial Zone Demos & Outtakes, записано в 1982 – 1982 – безвокальный спейс-рок номер

Kashmir – близкий оригиналу Led Zeppelin, которым открывали концерты Album Tour 1986

Megga Mix – Death Disco (12" single, 1979) – инструментальная версия Fodderstompf, записанная весной 1979, просто один квадрат ритм-секции с наложенными шумами

My Generation – cover Who – играли на репетициях в мае 1978 – не слышал

Open Up – трек сольной пластинки Лайдона и Leftfield, вошел в концертные сет-листы 2010-х; изначально электроника, в концертной гитарной версии близка PIL 2010-х

Pearls Before Swine = Fishing

Pied Piper – Machines (VA compilation, 1980), Plastix Box (compilation, 2009) – записан Лайдоном, Левеном и Стивом Нью в 1980 – в духе авангардных треков PIL начала 1980-х

Problems – песня Sex Pistols исполнялась на концертах 1978

Psychopath – трек сольной пластинки Лайдона, вошел в концертные сет-листы 2010-х; играют близко оригиналу, который сам звучит как баллада поздних PIL

Question Mark – Bad Life (single, 1984) – однотипная вещь на одном клавишном ходе, приближенна к альбому 1984; интересна тем, что фактически рождает схемы будущего стиля madchester

Rock n Roll Star – согласно setlist.fm исполнялась один раз 16.10.2013 в O2 Academy Liverpool, других упоминаний не нашел – не слышал

Selfish Rubbish – Seattle (single, 1987) – хард-роковая песня в поре PiL второй половины 80-х

Sod In Heaven = Religion

Sun – трек сольной пластинки Лайдона, вошел в концертные сет-листы 2010-х; в оригинале электронный нетривиальный номер, у PIL на концерте чуть ли не фолк-рок

Turkey Tits – Double Trouble (single, 2015) – фанковый номер в поре творчества PIL 2010-х

Vampire – записан в сессию Flowers Of Romance – инструментальный трек с шумом поверх барабанного ритма, больше похож на черновик

Woodnymphs – записан в сессию Flowers Of Romance – не слышал

World Destruction – сольная коллаборация Лайдона с Time Zone, PIL играли ее на концертах 1986–1989, звучит близко к оригиналу и PIL конца 80-х

You Stupid Person – инструментальное демо 1978, на запись вокала просто не осталось денег – не слышал

{РЕЦЕНЗИИ}   {ГРУППЫ}   {СТИЛИ}   {ИНТЕРВЬЮ}   {СТАТЬИ}   {ТОПЫ}   {ПРОЗА}   {ЧТО К ЧЕМУ}   {ГЛАВНАЯ}