Рекомендуемая дискография:
- 2001 – Is This It
- 2003 – Room On Fire
- 2006 – First Impressions Of Earth
- 2008–2015 – Solo & More:
- Julian Casablancas – Out of the Blue
(Phrazes for the Young, 2009) - Julian Casablancas – Left & Right in the Dark
(Phrazes for the Young, 2009) - Julian Casablancas – 11th Dimension
(Phrazes for the Young, 2009) - Strokes – One Way Trigger (Comedown Machine, 2013)
- Julian Casablancas – 4 Chords of the Apocalypse
(Phrazes for the Young, 2009) - Julian Casablancas – River of Brakelights
(Phrazes for the Young, 2009) - Julian Casablancas + Jehnny Beth – Boy-Girl (Boy-Girl, 2015)
- Strokes – 50/50 (Comedown Machine, 2013)
- Strokes – All The Time (Comedown Machine, 2013)
- Strokes – Machu Picchu (Angles, 2011)
- Strokes –Under Cover Of Darkness (Angles, 2011)
- Little Joy – Keep Me In Mind (Little Joy, 2008)
- Julian Casablancas – Out of the Blue
- 2006–2015 – Albert Hammond Jr.:
- Bargain of a Century (?Como Te Llama?, 2008)
- In My Room (?Como Te Llama?, 2008)
- Carnal Cruise (AHJ, 2013)
- Caught By My Shadow (Momentary Masters, 2015)
- Rude Customer (AHJ, 2013)
- Side Boob (Momentary Masters, 2015)
- Drunched in Crumbs (Momentary Masters, 2015)
- Touche (Momentary Masters, 2015)
- Losing Touch (Momentary Masters, 2015)
- Back to the 101 (Yours To Keep 2006)
- Razors Edge (Momentary Masters, 2015)
- 2001–2006 – B-sides & Rare:
- Hawaii
- Mercy Mercy Me
- Modern Girls & Old Fashion Men
- Life's A Gas
- When It Started
- Obstinate
- 2016 – Future Present Past (EP)
За историей Strokes далеко ходить не надо – достаточного лишнего клика в любом из поисковых серверов. Автобиографические моменты, связанные с этой музыкой, застолбила за собой рецензия на третий альбом группы. Поэтому здесь займемся непосредственно дискографическим обзором.
В 2001 Strokes стали тем самым праздничным тортом четырехлетнего ожидания новой гитарной музыки, радостно шлепнувшимся в наши с Алексеем Ивановым физиономии. Факт немаловажный, но локальный. В глобальном контексте Is This It задал тон всему последовавшему десятилетию. В первую очередь это касается саунда, потом – раскрутившегося клубка мини-возрождений. Ведь тогда сложно было представить, что развитие музыки пойдет по схеме переигрывания, и за новым гаражным роком последуют другие new и neo. Дебютный альбом молодой группы в начале 2000-х со звуком конца 1960-х воспринимался как свежая и оригинальная идея.
Is This It – это чистейшее удовольствие от звука. По частотному спектру пластинки щедро прошлись ножницами в области верха и низа. В результате получился своего рода вакуум, в котором каждая отдельно взятая нота или удар барабанов воспринимается как лучший звук на свете. Тот самый, необходимый именно тебе, именно в данный момент. Что же касается стиля, безусловно, – это гаражный рок: минималистичный, мелодичный, искрящийся пацанским раздолбайством. Но сыграно все с учетом тридцатилетнего рубежа 1970 – 2000, включая панк, классический и переходящий в пост-панк, нойз-рок, брит-поп и эмо. Отсюда приставка нео- и одновременная не/похожесть на собственные корни.
Так, участники Strokes отрицали свое знакомство с творчеством Television, а у Velvet Underground предпочитали беспонтовый альбомец Loaded. Звучали же они на Is This It как Velvet Underground & Nico с Ричардом Ллойдом вместо Джона Кейла. На скупую ритм-основу очищенных от гитарного перегруза вельветов нанизывается гитара Television и Cure времен Boys Don’t Cry. Схожим саундом обладает Everybody’s Happy Nowadays – сингл Buzzcocks 1979-го. Схожим, за исключением вокала. И это один из главных козырей Strokes. Джулиан Касабланкас, по меткому выражению одного из моих знакомых, «поет так, будто завершит трек и умрет». Причем не используется рецепт эмо, а при внешней отстраненности постоянно держится баланс между пением и криком.
В карьере группы первый диск стал эталонным для меня, но не образцовым для музыкантов. Максимально приблизиться к Is This It смогли аж через пять лет Tokyo Police Club в своем первом ЕР A Lesson In Crime. До сингла Under Cover Of Darkness (2011) таких вещей больше не писали и сами Strokes.
В 2001, запилив не одну копию дебютника, оставалось только, затаив дыхание, ждать, что же эти парни запишут дальше. Увы, через два года парни записали типичный для яркого открытия второй альбом. Наметилась тенденция к разнообразию аранжировок, замедлению темпа, успокоению в плане вокала, ленивости общего звучания. Саунд повернулся передом к традиционному року, засвистели барабанным железом высокие частоты, исчез волшебный вакуум. Здесь пока еще присутствуют четкие гаражные номера, как 12:51 и The Way It Is, но стопроцентному содержанию ломовых треков на Is This It, Room On Fire может противопоставить от силы треть пластинки. Зато нудятина типо Under Control просто просится на вылет, а с первого диска – ни песни не выкинешь. Видимо на Strokes сказался недетский концертный чес по всему миру в 2001–2002 гг., на который группа потратила свои батарейки. Не спас ситуацию и продюсер первого LP Гордон Рафаэль, ведь не всем группам хорошо пишется в туре.
От следующей работы ждать приходилось немногого, а получилось и того меньше. На би-сайдах синглов 2005–2006 гг. интересных треков хватает, чего нельзя сказать о самом третьем альбоме Strokes. На First Impressions Of Earth команда еще глубже завязает в греховной линии Room On Fire – местами темп падает до откровенно балладного, Касабланкас окончательно засыпает. За подробностями адресую к своей рецензии тех дней.
Слушать First Impressions Of Earth конечно можно, но только независимо, отдельно от первых двух альбомов. Тем не менее в дискографии Strokes поворот происходит именно с этим диском. Взрослая скучная музыка (с редкими исключениями) уводит квинтет из лагеря неогаражников в статус культовой группы широкого формата. Вместо одной армии поклонников музыканты получают целую армаду фэнов, которые любят группу как авторов хитовых композиций, а не как группу, играющую в определенном стиле. И для них Strokes начинается как раз с First Impressions Of Earth.
После тура 2006 года банда берет паузу и переключается на сольные записи и сайд-проекты. Воспринималось это время как завуалированный распад, копаться в сольном творчестве желания не возникало, а уж о новом альбоме, лично для меня, и речи быть не могло. Но четвертый полноформатный релиз под названием Angles в 2011 году все-таки появился. Предварял его замечательный сингл Under Cover Of Darkness, возвращающий строуксофилов к Is This It. Возвращение оказалось фрагментарным – в пару к синглу с нового альбома можно взять лишь Machu Picchu или Taken For A Fool, кому, что больше глянется. На остальном раздолье из классического рока, хипстерской попсы с футуристической электроникой, восьмидесятнического нью вейва и кинематографического гитарного пафоса редакции Mopiniona урожая не собрать.
Очередной полноформатник Comedown Machine вышел в 2013. В целом альбом продолжает линию Angles, выгодно отличаясь от предшественника интересным саундом, гитарной работой и градусом танцевальности. Гаражный Strokes вновь представлен двумя полными вещами All The Time и 50/50, а также набором мелодичных фрагментов (чаще припев) в One Way Trigger, Welcome To Japan и Partners In Crime. Пятый LP завершил контрактные обязательства перед RCA. Получив свободу, команда не торопилась с новым материалом и очутилась в студии только в 2015. Результат вышел 3 июня 2016 г. как EP Future Present Past на лейбле Джулиана Cult Records. Threat Of Joy и Oblivius смотрят через плечо десятилетия аккурат в First Impressions Of Earth, при неспешной лени темпа основные маркеры проникновенности на своих местах. Больше подходящая для сольника Джулса или Альберта Drag Queen демонстрирует новую ступень взрослости, отнюдь не скучной, способной на сюрпризы в плане песенной структуры. Замыкает ЕР ремикс Фаба Моретти – иной вариант Oblivius, где гитары утоплены в синтезаторах «темной сцены».
К сольным проектам с компиляторской целью я обратился первый раз в 2011, а второй раз в 2016-м. Искал конечно приближенное к первым альбомам Strokes, но и от других прелестей не отказывался. Аккурат в теме оказался сольник Касабланкаса Phrazes for the Young: из Strokes ближе к третьему, но спето лучше и мелодии проработаннее; звук более дэнс-роковый, чем неогаражный, плюс хорошие танцевальные номера в стиле причесанной под 80-е хипстерской попсы. Для сборника рекомендую половину альбома и как необязательное дополнение вещицу 4 Chords of the Apocalypse (она в принципе блюз, но очень душевный). Оставшиеся три трека слишком медленные и неофолковые. Помимо диска 2009 года есть у Джулса и несколько однотрековых коллабораций с другими артистами, а также неальбомные творения. Но на них он более самобытен от музыки Strokes. Еще дальше он ушел от основного ансамбля в проекте Julian Casablancas + The Voidz. Их альбом Tyranny (2014), полный крика Джулиана, гитарного и электронного шума низких частот, представляет собой жесткую межстилевую работу на основе синтезаторного industrial. Строуксоподобные телеги тонут в чавкающем гуле. Параллельно Касабланкас плодит кавера на золотые песни Velvet Underground с явной целью повторить оригинал. В сборничек я взял его коллаборацию 2015 с Jehnny Beth из Savages, тоже близкий первоначальному исполнению кавер на Boy-Girl от Sort Sol с Лидией Ланч.
Строуксовский гитарист Albert Louis Hammond Jr. оказался самым плодотворным в составлении сольной дискографии. На его первом альбоме Yours To Keep (2006) собраны гитары как у Strokes, ритм-секция как у Pixies, брит-поп вокал и много акустических баллад. В целом это как раз big beat revival, а не неогараж. Хотя порой очень похоже на замедленный вариант альбома Strokes-2003. Взял всего одну вещь, да и то из-за схожести с Love Vigilantes New Order. Второй альбом ?Como Te Llama? (2008) получился удачнее. На дебютную работу и на самих Strokes мало похож, причем брит-поп никуда не делся. Вокал прифузован, правда не как у Касабланскаса, а больше отдает Фрэнком Блэком. Выбрал две песни в духе бодрого акустического Фрэнка с гаражным оттенком. На вышедшей в 2013 ЕР «AHJ» Альберт, наконец, порывает с брит-попом и выдает композиции, которые могли быть написаны и для Strokes. Вот только с вокалом пока не разобрался, поэтому берем парочку. К альбому Momentary Masters (2015) голос подтянут, альбом просится целиком в фонотеку фэнов поздних Strokes, а для «nme-шных говнорей» типо меня – больше половины диска мелодичных гаражных треков (в духе Strokes и Arctic Monkeys).
Барабанщик Строуксов Фабрицио Моретти с эпизодическим участием их второго гитариста Ника Валенси звучат на одноименном релизе проекта Little Joy 2008 г. Со Strokes команду роднит только общий саунд 60-х и вокал в поре Касабланкаса, а так играют заунывные баллады и поп-песни в духе тех же 1960-х (иногда с оркестрами, иногда с женскими вокалами). Beatles конечно присутствуют – куда ж без них. Внезапно в одном треке успешно закосили под Strokes, его и оставил. В 2008 вышел альбом юморного проекта Megapuss с барабанами Фаба, тут обошлись ло-фаем, корневым гаражем, фолком без отсылок к Строуксам.
Группа Nickel Eye, включающая строуксовского басиста Nikolai Fraiture, и их диск The Time of the Assassins (2009) оказались самыми бесполезными в моих поисках. Играют обычный рок с акустической гитаркой, от гаражного саунда никуда не делись, но не так выражено как у Strokes и Little Joy. Вопреки обещаниям самих музыкантов ориентироваться на Фрэнка Блэка, его влияния я тут не заметил, если только в худшем виде – любовь к кантри-року. В сборник ничего не включил. Новый состав Николая Summer Moon готовят дебютный LP в 2016, пока обнародована пара отличных друг от друга треков, по которым сложно судить о грядущем диске.
Следующий заплыв за буйки Strokes, пожалуй, стоит сделать года через три. Вместе и по отдельности, парни как раз запишут кучу релизов, из которых составим очередной компил. Если конечно повезет))).
© V. Piniaev 06–29.07.2011, 01–05.05.2016, 08.06.2016